Палеонтологи из Политехнического университета Виргинии (Virginia Tech, США) обнаружили в Китае микроскопические ископаемые остатки зеленых водорослей возрастом один миллиард лет. Водоросли могут быть связаны с предками самых ранних наземных растений и деревьев, которые появились 450 миллионов лет назад, сообщает пресс-служба Virginia Tech. Описание находки ученые представили в журнале Nature Ecology & Evolution.

Микроскопические морские водоросли Proterocladus antiquus едва различимы невооруженным глазом: их длина не превышает двух миллиметров. Чтобы их распознать, ученые добавили к окаменелости минеральное масло, которое создало контраст.

Водоросли были «запечатаны» в камне, найденном недалеко от города Далянь в провинции Ляонин на севере Китая. Прежде считавшиеся самые ранними ископаемые находки зеленых водорослей были обнаружены в камне возрастом около 800 миллионов лет.

«Эти новые окаменелости предполагают, что зеленые водоросли были важными игроками в океане задолго до того, как их потомки наземных растений переехали и взяли под контроль сушу», – отметил профессор Шухай Сяо (Shuhai Xiao), руководитель исследования. Вся биосфера в значительной степени зависит от растений и водорослей в пище и кислороде, но наземные растения развивались лишь около 450 миллионов лет назад.

Авторы работы придерживаются гипотезы, согласно которой наземные растения – деревья, травы, продовольственные культуры, кусты – развивались из зеленых водорослей, которые были водными растениями. Через миллионы лет они «вышли» из воды и стали адаптироваться к жизни на суше и процветать в своей новой природной среде. Найденные в Китае окаменелости могут быть связаны с предками всех современных наземных растений, которые мы видим сегодня.

«Есть некоторые современные зеленые водоросли, которые очень похожи на найденные нами окаменелости, – сказал Сяо. Он привел в пример водоросли из группы сифонокладовых, которые по форме и размеру очень похожи на найденные древние окаменелости.

Тем не менее, вопрос о происхождении зеленых растений остается дискуссионным. Некоторые ученые придерживаются другой гипотезы. Они считают, что зеленые растения появились в реках и озерах, а затем завоевали океан и сушу.

[Фото: Virginia Tech]