Во время археологических работ перед строительством автотрассы М12 Москва – Нижний Новгород – Казань экспедиция Института археологии РАН исследовала три средневековых селища во Владимирской области. Впервые в изучении домонгольских поселений Волго-Окского региона археологи получили возможность целиком раскрыть сельские усадьбы и установить, какими были села XII века: это были богатые огражденные поселения с уличной планировкой, «дворами знати», кузницами и гончарными горнами.
 

Раскопки селища Чаадаево-5

Раскопки селища Чаадаево-5

 

«Древнерусские сельские поселения, сеть которых покрывала огромные территории от Киева до Ладоги, знакомы археологам в основном по материалам разведок и небольших раскопок. Лишь единицы из них исследованы на большой площади, достаточной для того, чтобы представить их пространственную организацию, домостроительство, устройство хозяйств и повседневную жизнь их обитателей. Раскопки 2021 года впервые дали важные материалы, принципиальные для характеристики сельских поселений домонгольского времени в Волго-Окском регионе: мы увидели, как устроены усадьбы, и собрали обширный материал для изучения культуры Муромской земли как особой исторической области средневековой Руси, незаслуженно остающейся на периферии исследовательского внимания», – сказал директор Института археологии РАН, академик Николай Макаров.

Поселения Чаадаево – 5 и Катышево – 1 в окрестностях Мурома и селище Столбище в округе Владимира были обнаружены в 2020 году в ходе историко-культурной экспертизы территории будущего строительства автотрассы. Археологи собрали первичные данные и определили границы памятников, и в сезоне 2021 года селища были исследованы.
Площадь раскопок на всех трех селищах, оказавшихся в зоне строительства автомагистрали, оказалась весьма значительной: от 12 000 кв. метров на поселении Столбище до 20 000 кв. метров на поселениях Чаадаево – 5 и Катышево – 1. Раскопки на такой большой площади впервые позволили выявить планировочную структуру поселений XII – XIV веков в Волго-Окском междуречье. Каждое из трех поселений имело собственную индивидуальную историю, однако в их планировке, застройке и материальной культуре заметны и общие черты, свойственные средневековой деревне.
Поселения были окружены оградами: на всех селищах археологи обнаружили канавки – следы частоколов, окружавших поселения и отдельные усадьбы. На селищах в округе Мурома найдены следы въезда на поселения: это двухметровые разрывы в частокольных канавках, отмеченные крупными столбовыми ямами, в которых, видимо, были закреплены вереи ворот.
В культурном слое не сохранились остатки наземных построек. Однако на участках, где находились жилища, археологи зафиксировали ямы с бытовым мусором, пережженными камнями и обмазкой от разрушенных печей. На всех трех поселениях найдены глубокие прямоугольные подполья со следами деревянных конструкций: скорее всего, это следы погребов, которые находились непосредственно под жилищами. 

У муромских поселений была уличная планировка. Так, на обоих селищах от ворот к центру поселения вела центральная улица – свободная от построек полоса шириной до 8 метров. По обеим сторонам от нее находились усадьбы площадью от 1000 до 7000 кв. метров с частокольными оградами. В некоторых местах линии частокольных канавок ветвятся и пересекают друг друга: это говорит о том, что границы дворов время от времени изменялись. 

Селище Чаадаево-5. Кресты-тельники

Селище Чаадаево-5. Кресты-тельники

 

С внешней стороны ограды муромских селищ, недалеко от въезда в поселение, находились могильники: в Катышеве найдено два погребения, в Чаадаеве – 46 захоронений в неглубоких грунтовых ямах, образующих четыре ряда. Захоронения совершены по христианскому обычаю.

В культурном слое селищ археологи собрали более 4500 предметов, характеризующих особенности хозяйства, быта и культуры муромских и владимирских сел. На всех трех поселениях в изобилии представлены разнообразные бытовые предметы: ножи, кресала, детали замков, ключи. Найдены орудия труда, такие как шиферные пряслица, шилья, иглы, оселки, фрагменты топоров, а также металлические украшения костюма, кресты-тельники. Кроме этого, на муромских селищах археологи нашли предметы вооружения и воинского снаряжения, стили для письма, книжные застежки и некоторые другие статусные вещи, связанные с обиходом социальной элиты.

Самую лучшую сохранность культурного слоя и самую высокую концентрацию находок археологи обнаружили на селище Чаадаево – 5. Основной период жизни этого поселения определяется в пределах XII века. Первая половина XII века — это время окончательного заселения территории Нижнего Поочья древнерусским населением и завершения процесса ассимиляции муромы, одного из племен поволжских финнов.
«Свидетельство процессов ассимиляции муромы – редкие находки, относящиеся к кругу финских древностей: это подвеска-лунница с орнаментом в виде плетеной косички, сюлгама, кольцевые застежки, детали привесок, ножи с прямой спинкой, костяная копоушка. Набор этих предметов немногочислен, но вместе с фрагментами лепной финской посуды он составляет отдельную группу среди находок и, вероятно, является следами более раннего муромского поселения, существовавшего здесь до древнерусского селища», – пояснила руководитель Волжской экспедиции ИА РАН Ольга Зеленцова.

О возможной верхней временной границе жизни поселения говорят находки фрагментов стеклянных браслетов, которые были наиболее популярны в первой трети XIII века и постепенно вышли из обихода после монгольского нашествия.
Основным занятием населения, вероятно, было сельское хозяйство: на селище археологи обнаружили ямы для хранения зерна, а также серп и жернова. В Чаадаеве не выявлено археологически уловимых следов ремесленной деятельности, за исключением нескольких матриц для тиснения, использовавшихся в ювелирном ремесле.
 Особого внимания в коллекции артефактов заслуживают предметы, связанные с письменностью: 4 стиля для письма, детали книжных застежек, а также фрагменты хороса. Свидетельства «престижного потребления» – более 40 фрагментов амфор, использовавшихся для транспортировки вина и масла. Также среди находок выделяются предметы вооружения и снаряжения всадника: шпора, псалий, наконечники стрел. Среди редких находок – свинцовая подвесная печать с погрудным изображением Иисуса Христа и изображением неизвестного святого.

Селище Столбище. Наперстный крест, иконки, стрелы, шумящая привеска, привеска-лунница

Селище Столбище. Наперстный крест, иконки, стрелы, шумящая привеска, привеска-лунница

 

На поселении Катышево – 1 жизнь продолжалась в период с XII по XIV век, причем самая значительная часть сооружений и находок относится к XIII веку.
Жители этих мест вели сельское хозяйство: об этом свидетельствуют находки серпов, кос-горбуш и металлических частей плугов. Исключительный интерес представляет набор земледельческого инвентаря, сокрытый в подполе средневековой постройки: здесь были найдены четыре плужных лемеха, шесть серпов, коса-горбуша, плужный нож (чересло) и клин для крепления наральника. Такой набор сельскохозяйственных орудий, учитывая количество предметов и ценность железа в то время, стоил довольно дорого, и эта находка, помимо выводов о развитии хозяйства, позволяет делать выводы об уровне благосостояния населения.

О богатстве и высоком социальном статусе насельников говорят также предметы, связанные с военными занятиями: это наконечники стрел, фрагмент кольчуги, фрагменты шпор, детали наборных поясов. На памятнике найдено необычно большое для сельских поселений количество стеклянных браслетов (около 150 фрагментов) – предметов, более свойственных городской культуре. Редкие находки, отражающие религиозный обиход, – крест-энколпион с эмалями и деталь решетки хороса.

В северо-восточной части селища Катышево – 1 был обнаружен уникальный для археологии муромской земли комплекс: глинобитный гончарный горн, заглубленный в яму.
«Двухкамерный гончарный горн с вертикальной системой поступления горячих газов сохранился на высоту 72 сантиметров. В нижней части заполнения горна мы обнаружили фрагменты четырех красноглиняных горшков с клеймами на донцах: два квадрата, вписанных один в другой, углы квадратов между собой соединены диагональными линиями. Предварительно горн датируется концом XIII – началом XIV века», – рассказал руководитель раскопа на селище Катышево Павел Русаков.

Также на поселении найдены следы железоделательного производства и кузнечного ремесла (горшок с остатками железа, клещи, наковальня, заготовки орудий) и ювелирного производства: находки литейных формочек, тиглей и выплесков металла.

Поселение Столбище на реке Ворше под Владимиром возникло не позднее середины XII века и продолжало существование до XVI века. Собранная здесь вещевая коллекция скромнее, чем на муромских селищах, но содержит ряд выразительных украшений костюма и предметов христианского культа домонгольского времени. На одном из участков здесь расчищены остатки плотной застройки XV–XVI веков: расположенные в ряд котлованы семи подполий, датировка которых определена по монетам. Селище интересно как памятник, отражающий длительную преемственность жизни небольшого поселения с периодическими сдвигами его основного ядра.

Частокольные канавки и комплекс подполий на селище Чаадаево-5

Частокольные канавки и комплекс подполий на селище Чаадаево-5

 

«Раскопки селищ в Волго-Окском регионе на трассе скоростной автомагистрали Москва-Казань дали новые материалы, принципиально важные для характеристики сельских поселений домонгольского времени. Впервые в изучении этих поселений целиком вскрыты сельские усадьбы и установлен усадебный характер планировки сел XII века. Находки на сельских поселениях статусных вещей, связанных с повседневным обиходом и профессиональными занятиями элиты, подтверждают сделанные ранее на материалах Суздальского Ополья выводы о присутствии "дворов знати" на сельских поселениях и указывают на перспективность их поиска», – отметил Николай Макаров.

 

Источник информации и фото: пресс-служба Института археологии РАН