Проект SPECULOOS, возглавляемый астрономом Михаэлем Жийоном из Льежского университета, обнаружил новую экзопланету размером с Землю вокруг SPECULOOS-3, ультрахолодной карликовой звезды размером с Юпитер, вдвое более холодной, чем наше Солнце, и расположенной на расстоянии 55 световых лет от Земли.  После знаменитой TRAPPIST-1, SPECULOOS-3 –  вторая планетарная система, обнаруженная вокруг звезды такого типа.

Ультрахолодные карликовые звезды – наименее массивные во Вселенной, по размеру схожие с Юпитером, более чем в 2 раза холоднее, в 10 раз менее массивные и в 100 раз менее светящиеся, чем наше Солнце. Срок их жизни более чем в 100 раз превышает срок жизни нашей звезды, и они станут последними звездами, которые будут светить, когда Вселенная станет холодной и темной. Несмотря на то, что они встречаются в космосе гораздо чаще, чем солнцеподобные звезды, ультрахолодные карликовые звезды все еще плохо изучены из-за их низкой светимости. В частности, очень мало известно об их планетах, хотя они составляют значительную часть Млечного Пути.

Наша галактика, Млечный Путь, простирается более чем на 100 000 световых лет. SPECULOOS 3 – это всего лишь вторая планетарная система, обнаруженная вокруг звезды такого типа. «Год, то есть орбита вокруг звезды, длится около 17 часов. Дни и ночи не должны заканчиваться никогда. Мы считаем, что планета вращается синхронно, так что одна и та же сторона, называемая дневной, всегда обращена к звезде, как Луна к Земле. С другой стороны, ночная сторона была бы заперта в бесконечной темноте», – рассуждают ученые.

Проект SPECULOOS был специально разработан для поиска экзопланет вокруг ближайших ультрахолодных карликовых звезд. Они разбросаны по всему небу, поэтому, чтобы иметь хорошие шансы обнаружить транзитные планеты, необходимо наблюдать их по одной в течение нескольких недель. Для этого нужна специальная сеть профессиональных роботов-телескопов.

«В 2017 году прототип SPECULOOS с помощью телескопа TRAPPIST обнаружил знаменитую систему TRAPPIST-1, состоящую из 7 планет размером с Землю, в том числе нескольких потенциально пригодных для жизни. Это был отличный старт», – вспоминают ученые.

Средняя температура SPECULOOS-3 составляет около 2 600 °C. Из-за своей сверхкороткой орбиты планета получает от Солнца почти в 16 раз больше энергии в секунду, чем Земля, и поэтому буквально подвергается бомбардировке высокоэнергетическим излучением. «В таких условиях наличие атмосферы вокруг планеты крайне маловероятно. Этот факт может быть плюсом в нескольких отношениях. Например, это позволит узнать много нового об ультрахолодных карликовых звездах, что, в свою очередь, сделает возможным более глубокое изучение потенциально пригодных для жизни планет», – заключил Жюльен де Вит, профессор Массачусетского технологического института.

Статья опубликована в журнале Nature Astronomy.

[Фото: NASA/JPL-Caltech]