Хосе Луис Ортиз (J. L. Ortiz) из Астрофизического института Андалусии, Испания, и его коллеги заметили планетарное кольцо на окраине нашей Солнечной системы, вернее, карликовое планетарное кольцо — тонкое облако обломков окружает карликовую планету Хаумеа. Подробно о своей находке ученые рассказали в статье, опубликованной в журнале Nature.

Карликовая планета, в первом приближении формой напоминающая Гренландию, вращается вокруг Солнца по орбите, проходящей дальше Нептуна. Колько было обнаружено благодаря минизатмению, которое произошло, когда Хаумеа (на иллюстрации ее рисунок) прошла перед далекой звездой, что позволило телескопам с Земли измерять их с невозможной ранее точностью.

В дополнение к кольцу, наблюдения показали, что Хаумеа либо не имеет атмосферы вовсе, либо имеет, но такую, что обеспечивает давление на поверхность в 50 миллиардом раз меньше земного на уровне моря. Кроме того, астрономы смогли лучше оценить ее размер и форму — она напоминает смятый мяч для регби длиной около 2322 километров. Это примерно на 20% больше, чем предполагалось в предыдущих наблюдениях. В свою очередь, это означает, что ее плотность составляет около 1885 килограммов на кубический метр — т.е. она примерно такая же, как у Плутона. Альбедо (светоотражающая способность) упала в результате новых наблюдений до примерно 51%.

Кольцо Хаумеи, шириной около 70 км, крошечное, в сравнении с кольцами Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна, но находка позволяет предположить, что кольца вокруг астероидов и карликовых планет могут быть более распространенны, чем считалось ранее.

[Иллюстрация: IAA-CSIC/UHU]