3 февраля 1933 года в Кембридже прошло торжественное открытие Мондовской лаборатории. Эта лаборатория неразрывно связана с именем выдающегося физика, лауреатом Нобелевской премии Петром Леонидовичем Капицей.
Петр Леонидович Капица уже в молодые годы подавал большие надежды: его способности заметил Абрам Федорович Иоффе. А. Иоффе считал, что развивать способности Петру Леонидовичу будет лучше в авторитетной зарубежной научной школе, несмотря на то, что тогда организовать подобную поездку было сложно. Петра Капицу приняли на работу в престижную Кавендишскую лабораторию под началом Эрнеста Резерфорда, которого называли отцом ядерной физики. На сайте лаборатории и ныне Петра Капицу можно найти в списке Нобелевских лауреатов, которые там когда-то работали.
У Петра Капицы был талант инженера и экспериментатора, поэтому когда лабораторию посетил Роберт Вуд, именно Петру Леонидовичу поручили показать эксперимент известному физику. Признание не заставило себя долго ждать. Хотя с Эрнестом Резерфордом у них не сразу сложились приятельские отношения, но через время Петр Капица смог завоевать авторитет как у него, так и у других ученых, среди которых были Альберт Эйнштейн, Поль Ланжевен. В январе 1925 года Петр Леонидович стал заместителем директора Кавендишской лаборатории по магнитным исследованиям. В 1929 году Петра Капицу избрали действительным членом Лондонского Королевского общества, а в 1930 году Совет Королевского общества выделил 15 000 фунтов стерлингов на то, чтобы в Кембридже построили лабораторию для Петра Капицы и его экспериментов. Лабораторию назвали Мондовской, в честь мецената Людвига Монда, который завещал Обществу эти средства. Честь иметь собственную современную лабораторию до Петра Капицы не получал еще ни один из учеников Эрнеста Резерфорда. В апреле 1934 года Петр Капица впервые получил жидкий гелий, благодаря установке, которую он создал в Мондовской лаборатории. Это существенно продвинуло вперед физику низких температур.
Петр Леонидович всячески поддерживал научное международное взаимодействие Великобритании и СССР, по его приглашению на стажировку приезжали физики Юлий Харитон и Кирилл Синельников, в издательстве Оксфордского университета были опубликованы монографии некоторых соотечественников. Но спустя время правила выезда за границу стали строже, к тому же, советскую власть беспокоил тот факт, что Петр Капица помогает иностранным промышленникам. В 1934 году был принят ряд постановлений, которые потребовали задержать ученого в СССР. Петр Капица был очень раздосадован от происходящего, в Англии остались не только научные связи, но и семья. Эрнест Резерфорд писал полпреду СССР в Англии с просьбой разъяснить ситуацию. В ответе было сказано, что возвращение ученого на родину связано с планом по ускоренному развитию советской науки и промышленности.
Петру Капице создали условия для того, чтобы он продолжил работу: Мондовскую лабораторию с ее оборудованием перевезли в СССР. В монтаже и настройке оборудования помогали механик Пирсон и лаборант Лауэрман. Такое оборудование стало предметом зависти со стороны коллег-соотечественников, ведь мало у кого была возможность работать с такой аппаратурой. Нобелевскую премию Петр Леонидович Капица получил уже в 1978 году, правда за исследования в области низких температур, которыми он интересовался еще со времен жизни в Англии.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.