Источник фото - ru.123rf.com

Молодые исследователи Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) запатентовали способы получения каллуса – особой ткани северных растений. Благодаря новой технологии, разрабатываемой в рамках федеральной программы «Приоритет 2030» Минобрнауки России, ученые получают альтернативное лекарственное сырье для создания противораковых препаратов.

В основе исследования якутских ученых лежит каллус – уникальная природная ткань, которая появляется рядом с порезом на растении и помогает ему максимально быстро залечивать рану. За счет арктических каллусных культур клеток исследователи получили природный материал, необходимый для разработки современных лекарственных средств, в том числе для лечения редких и сложных онкологических заболеваний.

«Мы получили в лабораторных условиях каллусные культуры дикорастущих видов растений Якутии. Эти растения обладают свойствами, необходимыми для создания эффективных лекарственных препаратов. Например, змееголовник дланевидный произрастает в условиях Полюса холода в Оймяконе и обладает противораковой активностью. Каллусы этого вида растения мы сохранили в живой культуре, разработали технологию получения штамма определенной линии. Штамм передали для хранения и использования во Всесоюзную коллекцию культивируемых клеток высших растений при Институте физиологии растений РАН», – рассказывает научный руководитель лаборатории «Молекулярно-генетические и клеточные технологии» СВФУ Жанна Охлопкова.

На способы получения каллусных культур клеток изучаемых видов растений и на технологии получения штаммов научный коллектив СВФУ получил патенты РФ на изобретения.

Информация предоставлена пресс-службой программы "Приоритет 2030"