Молекулярные биологи из ИБГ РАН научились вычислять смертельные для клеток опухоли мутации

Анализ ученых поможет определить, для каких опухолей применима терапия, основанная на принципе синтетической летальности

Молекулярные биологи научились вычислять смертельные для раковых клеток сочетания мутаций, проанализировав имеющиеся данные об использовании ферментов в антиопухолевой терапии. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Министерства науки и высшего образования.

"Российские молекулярные биологи из Института биологии гена Российской академии наук (РАН) обобщили данные о возможностях использования трех родственных ферментов ATM, ATR и DNA-PKcs в качестве мишеней для прицельной антиопухолевой терапии. Результаты исследования, выполненного при поддержке гранта президентской программы исследовательских проектов Российского научного фонда [РНФ], помогут предсказать, какие сочетания мутаций смертельны для раковых клеток", - говорится в сообщении.

В основе одного из недавно разработанных подходов к антираковой терапии лежит явление синтетически летальных взаимодействий. Это сочетания нарушений в работе отдельных генов или молекулярных процессов, которые по отдельности не смертельны для клетки, но в совокупности приводят к ее гибели. Летальными могут быть как сочетания мутаций, "выключающие" несколько генов, так и совпадение мутаций в одном гене.

Многие опухоли отличаются от нормальных тканей мутациями в генах ферментов, участвующих в разных путях восстановления поврежденной ДНК. Такие мутации не смертельны для клеток: если недоступен один путь восстановления ДНК, всегда есть альтернативные. Но если подавлять активность этих альтернативных систем, можно добиться гибели опухолевых клеток.

Биологи из Института биологии гена РАН проанализировали все изученные синтетически летальные взаимодействия трех родственных ферментов: ATM, ATR и DNA-PKcs, которые участвуют в реакции клетки на повреждения ДНК, но действуют по-разному. Выяснилось, например, что к гибели клетки приводит одновременное отключение ATM и DNA-PKcs. Подавление ATR смертельно для клеток с неработающей ATM и так далее.

Один из авторов работы, заведующий лабораторией стабильности генома Института биологии гена РАН, грантополучатель РНФ Омар Кантидзе считает, что проведенный анализ позволит предсказать новые синтетически летальные взаимодействия этих ферментов. "Также мы можем спрогнозировать возможные механизмы приобретения опухолевыми клетками устойчивости к терапии с использованием их ингибиторов. Наш анализ поможет определить, для каких опухолей применима терапия, основанная на принципе синтетической летальности", - сказал ученый, слова которого приводятся в сообщении.

антираковая терапия принцип синтетической летальности