Исследование, опубликованное в журнале Nature под руководством экологов из Бристольского университета, затрагивает важнейшие вопросы охраны природы и управления земельными ресурсами, проливая свет на взаимодействие видов и функционирование пищевых цепей в различных местообитаниях.

Учеными были выявлены значительные различия в структуре пищевых цепей в ландшафтах с одним, двумя или тремя местообитаниями, а также более равномерное распределение видов. На территориях с несколькими местами обитания находится большее количество видов, что приводит к увеличению общего биоразнообразия.

Ведущий автор исследования доктор Талия Хакетт пояснила: «Проекты по сохранению и восстановлению природы все больше ориентированы на ландшафт, однако данные о взаимодействии видов часто ограничиваются конкретными местами обитания, такими как леса, сельскохозяйственные угодья или городские районы».

Команда обнаружила, что многочисленные территории демонстрируют повышенную устойчивость к потере видов, что дает неожиданное представление о стабильности экосистем. Было также обнаружено улучшение экологических функций, поскольку ландшафты с несколькими местами обитания лучше опылялись, вероятно, благодаря взаимодополняющей роли различных сообществ опылителей.

Руководитель проекта и одна из ведущих авторов, профессор Джейн Меммотт пояснила: «Ландшафты — это нечто большее, чем сумма их частей; они проявляют такие свойства, как усиление защиты от потери видов и улучшение опыления, которые невозможно предсказать на основе составляющих их местообитаний».

Результаты исследования позволяют изменить стратегию охраны природы. Традиционные планы управления часто сосредоточены на конкретных местах, например, на восстановлении прерий, создании водно-болотных угодий или их объединении. Однако результаты исследования подчеркивают важность сохранения ландшафтов с несколькими местообитаниями для повышения эффективности сохранения биоразнообразия. Взаимосвязь сред обитания, которой способствуют мобильные виды, живущие на нескольких территориях, создает более прочные и функциональные экосистемы.

Соавтор исследования доктор Аликс Саув, научный сотрудник проекта, добавила: «Знание того, как среды обитания взаимодействуют друг с другом, имеет ключевое значение, например, при приобретении новых природных заповедников. Необходимо учитывать ландшафтный контекст участков-кандидатов, чтобы повлиять на функционирование экосистем и их стабильность в долгосрочной перспективе».

Учёные сравнили структуру и функционирование пищевых цепей в ландшафтах с разным количеством мест обитания. В ходе исследования были отобраны образцы растений, растительноядных насекомых и их паразитов, а также опылителей на шести различных территориях. Было задокументировано более 11 000 видовых взаимодействий. В ходе полевого эксперимента была проведена оценка эффективности опыления с использованием дикой земляники в качестве подопытного растения, что показало положительное влияние разнообразия среды обитания на опыление.

Теперь команда планирует изучить влияние конкретных комбинаций мест и их совместимость. В ходе дальнейших исследований могут быть изучены и другие экологические функции, такие как рассеивание семян и разложение в ландшафтах с несколькими местообитаниями. Эти исследования также могут иметь значительные последствия для сельскохозяйственной практики, потенциально улучшая производство продуктов питания и борьбу с вредителями, а также здоровье экосистем.

Профессор Меммотт заключил: «Мобильные виды эффективно скрепляют различные среды обитания, подчеркивая сложные связи, которые поддерживают биоразнообразие и экосистемы».

[Фото: Dr Talya Hackett / University of Bristol]