0 комментариев 813

Милутин Миланкович и его астрономическая теория палеоклимата

«Важнейшей причиной всех тепловых явлений на земной поверхности и в атмосфере является солнечная радиация, ее пространственное распределение, обусловленное формой земной поверхности, и ее изменения со временем, связанные с обращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси»
М. Миланкович

28 мая 1879 года родился сербский астроном, геофизик, создатель математической климатологии Милутин МИЛАНКОВИЧ. Ученый впервые достоверно объяснил, почему на Земле происходит чередование ледниковых периодов и так называемого межледниковья (в этот период живем и мы). Миланкович писал о том, что Земля претерпевает периодические изменения интенсивности солнечной радиации, что, в свою очередь, может вызывать столь же периодические изменения климата. На протяжении своей жизни Земля проходит через повторяющиеся ледниковые периоды, вследствие периодических изменений параметров своей орбиты. Милутин Миланкович впервые рассчитал параметры солнечной радиации, которая поступает на верхнюю границу атмосферы, за последние 600 тысяч лет. Таким образом он вычислил, как изменяется солнечное излучение из-за изменения параметров орбиты Земли. Именно ему принадлежит ключевая роль в установлении связи между климатическими изменениями и вариациями поступающей на Землю солнечной радиации.

Наверняка, многим знаком термин "циклы Миланковича". Эти циклы описывают влияние небольших изменений в движении Земли на климат нашей планеты в целом. В 1920-х годах сербский ученый представил общественности свои графики, которыми наука пользуется и по сей день. На количество солнечного света, которое получает Земля в самых разных своих точках, как писал Миланкович, влияют три фактора: медленная прецессия (движение земной оси по круговому конусу), нутация (незначительные колебания угла наклона земной оси) и изменение формы орбиты Земли.

Наиболее известные научные работы Милутина Миланковича —  «Математическая теория тепловых явлений, обусловленная солнечной радиацией» (1920 г.), «Астрономические методы исследования истории климата Земли» (1939 г.), монография «Канон инсоляции и проблема ледниковых эпох» (1941 г.) и др.

Милутин Миланкович умер 12 декабря 1958 года в Белграде, Сербия. Ему было 79 лет.

ледниковый период милутин миланкович циклы миланковича