Международный коллектив ученых при участии Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" разработал систему, которая позволяет повысить точность неинвазивной (непроникающей) диагностики злокачественных клеток. Новая разработка, основанная на соединении "магнетоферритин", добавляет возможности и для терапевтических манипуляций, сообщает РИА Новости

Проводящие неинвазивную диагностику медики нередко сталкиваются с недостаточной точностью ("контрастностью") изображения объекта. Поэтому для проведения магнитно-резонансной томографии (МРТ) применяют "контрастные вещества" – соединения, которые вводятся в организм перед тестированием.

Они усиливают отклик пораженных клеток, делая их более видимыми для томографа. Среди подобных веществ – парамагнитные частицы гадолиния и суперпарамагнитные частицы железа.

Однако даже в малых количествах препараты, чужеродные для человеческого организма, могут нести потенциальную опасность. Решить эту проблему может инъекционная система на основе магнетоферритина, разработанная международным коллективом исследователей из НИТУ "МИСиС" и немецких учреждений (Университет Дуйсбург-Эссен, Мюнхенский технический университет, Ольденбургский университет).

Магнетоферритин – соединение, состоящее из эндогенного человеческого белка (ферритина) и магнитного ядра. Оно биосовместимо и гипоаллергенно.

Учеными предполагается внутривенное введение магнетоферритина. Распространяясь вместе с кровотоком, он будет захватываться клетками-мишенями.

"В большом количестве работ было показано, что эти опухолевые клетки активно "ловят" трансферрин – белок, отвечающий за транспорт железа в крови. Те же рецепторы способны захватывать и магнетоферритин. Попадая в лизосомы клеток-мишеней, магнетоферритин будет дополнительно усиливать сигнал", – сообщил приглашенный профессор лаборатории "Биомедицинские наноматериалы" НИТУ "МИСиС" Ульф Видвальд.

"Магнитная метка" позволит не только существенно повысить качество оптической и МРТ-диагностики, но и проводить терапию. Так, при обнаружении патологии, на очаг накопления пораженных клеток можно будет воздействовать электромагнитным полем или светом. Это приведет к нагреву и последующей гибели злокачественных клеток.

Область исследований "Материалы и технологии для повышения продолжительности и качества жизни" – одна из стратегических единиц развития университета. Статья о разработке опубликована в журнале Advanced Functional Materials.