Люси, знаменитая самка австралопитека афарского (Australopithecus afarensis), жившая 3,2 млн лет назад, могла погибнуть, упав с дерева. К такому выводу пришли ученые из Техасского университета в Остине (США), под руководством Джона Каппельмана (John Kappelman). Результаты их исследования, опубликованные в журнале Nature, пересказывает сайт журнала Science.

Техасские ученые просветили кости Люси, хранящиеся в Национальном музее Эфиопии, методом компьютерной томографии, и создали их виртуальные объемные модели, которые затем распечатали на 3D-принтере. Оказалось, что головка плечевой кости правой Люси была сломана и раздроблена на множество осколков — повреждение, очень похожее на последствия падения с большой высоты (ученые оценивают ее примерно в 13,7 м, как четырехэтажное здание). С этой гипотезой согласуются также выявленные повреждения костей таза, левой руки и колена, а также голени Люси.

Судя по всему, Люси упала с высокого дерева. Почему же так получилось? «Дело могло быть в том, что адаптации, позволившие ей более эффективно передвигаться по земле, снизили ее способность безопасно лазить по деревьям — и привести также к другим падениям», — сказал Каппельман. Иначе говоря, афарские австралопитеки, перейдя к жизни на земле, попросту отвыкли от древесного способа существования. Впрочем, ходили он, как недавно выяснили ученые, все равно не слишком быстро.

Впрочем, другие палеонтологи оспаривают выводы Каппельмана и его команды. Например, Марк Майер (Marc Meyer), палеонтолог из Чаффи-Колледжа (Калифорния), изучивший останки Люси в непосредственно в музее Аддис-Аббебе, указывает на то, что шимпанзе ломают спины, падая с деревьев, в то время, как «спина Люси даже и близко не несет на себе тех же повреждений, которые можно ожидать после смертельного падения». А его коллега Оуэн Лавджой (Owen Lovejoy) из Кентского государственного университета в Огайо, обращает внимание на ребра Люси: они сломаны в стольких местах, что даже таким падением это не объяснишь.

Впрочем, составить свое мнение по этому вопросу теперь может каждый желающий, ведь Каппельман с коллегами собираются вскоре выложить 3D-модели костей Люси в открытый доступ в интернете, по согласованию с Национальным музеем Эфиопии.

Стоит отметить, что это не единственный такой случай: так, на сайте MorphoSource.org выложены трехмерные модели примерно 100 из 1500 найденных в прошлом году в Южной Африке костей нового вида человека — Homo naledi.