4 октября 1971 года начался знаменитый полет авиакомпании Pan American World Airways по маршруту Вашингтон-Лондон. На борту самолета находились четыре комплекта цезиевых атомных часов. Необычный груз, для которого были выкуплены отдельные места, летел в сопровождении двух ученых ─ физика Джозефа Хофели и астронома Ричарда Китинга. В ходе кругосветного путешествия (сначала воздушное судно летело в восточном направлении, а затем в западном) ученые проверили теорию относительности Эйнштейна, которая предсказывает, что время для каждого наблюдателя может идти по-разному: из-за разной скорости относительно друг друга, либо из-за разницы в гравитационном потенциале между местоположениями.

Когда полет завершился, ученые сверили показания часов, находившихся на борту, с аналогичными часами, которые все это время оставались на Земле в Военно-морской обсерватории США. Как и ожидалось, разница на часах полностью совпала с предсказаниями Эйнштейна. Этот знаменитый полет, так называемый эксперимент Хафеле ─ Китинга, в очередной раз показал, что время действительно может замедляться или ускоряться, а значит, теория относительности справедлива.

Через 25 лет эксперимент Хафеле ─ Китинга был повторен с применением более точных атомных часов, снова продемонстрировав верность теории относительности Эйнштейна и разницу в течении времени в космосе и на Земле. Например, на МКС время течет на доли секунды быстрее, чем на нашей планете. Сегодня подобные эффекты замедления времени на Земле, предсказанные Эйнштейном, входят в расчеты, используемые для GPS.

Подготовлено по материалам из открытых источников.

Фотография на главной странице сайта и в тексте: Discovery Channel Russia.