Веганская диета в течение восьми недель связана с уменьшением оценки биологического возраста на основе уровня метилирования ДНК – типа химической модификации ДНК (известной как эпигенетическая модификация), которая изменяет экспрессию генов, но не саму ДНК. В предыдущих исследованиях сообщалось, что повышение уровня метилирования ДНК связано со старением. Результаты работы, основанные на исследовании 21 пары взрослых однояйцевых близнецов, опубликованы в журнале BMC Medicine, сообщает научное издание EurekAlert!.

Ученые исследовали молекулярные эффекты краткосрочной веганской диеты, поручив одной половине каждой пары близнецов в течение восьми недель придерживаться всеядной диеты, включающей от 170 до 225 граммов мяса, одно яйцо и полторы порции молочных продуктов в день, а другой половине – веганской диеты на тот же срок. В выборке было 77% женщин, участникам было в среднем 40 лет, а средний индекс массы тела составлял 26 килограммов на 1м². В течение первых четырех недель исследования участники ели приготовленную для них пищу, а в течение вторых четырех недель – пищу, которую они готовили сами, после того как получали уроки по питанию от преподавателей по здоровому образу жизни.

Авторы изучили влияние диеты на уровень метилирования ДНК, проанализировав образцы крови, взятые у участников на исходном уровне, четвертой и восьмой неделях исследования. По уровню метилирования ДНК они определили биологический возраст участников и системы их органов.

К концу исследования авторы наблюдали уменьшение оценок биологического возраста – известных как эпигенетические часы старения – у участников, которые придерживались веганской диеты, но не у тех, кто питался всеядно. Они также заметили уменьшение возраста сердца, гормонов, печени, воспалительных и метаболических систем у участников, которые в течение восьми недель питались веганской, а не всеядной диетой.

Авторы предупреждают, что степень, в которой различия, наблюдаемые между участниками, питавшимися по-разному, могут быть обусловлены составом их рациона, неясна. Участники, придерживавшиеся веганской диеты, потеряли в среднем на 2 кг больше, чем те, кто придерживался всеядной диеты, из-за различий в калорийности блюд, которые подавались в течение первых четырех недель исследования. Они предполагают, что эти различия в потере веса могли способствовать наблюдаемым различиям в эпигенетическом возрасте между обеими группами. Необходимы дальнейшие исследования для изучения взаимосвязи между составом рациона, весом и старением, а также долгосрочных эффектов веганской диеты, добавляют специалисты.