Межпланетная автоматическая исследовательская станция Европейского космического агентства (ESA) Mars Express передала на Землю подробное изображение кратера, структура поверхности которого говорит о протекавшей когда-то по этому участку марсианской поверхности воде.

Речь идет о кратере диаметром в 70 км, расположенном на Жемчужной земле (Margaritifer Terra) — это древняя (возрастом 3,7-4 млрд лет назад) часть поверхности Красной планеты, обильно покрытая кратерами. Приведенное ниже изображение кратера основано на двух снимках, которые Mars Express сделал в марте 2007 и феврале 2017 года.

Как внутри самого кратера, так и к северу от него (в правой части изображения) расположен участок «эритрейского хаоса» — геологической структуры, состоящей из возвышенностей случайной формы, разделенных бороздами. Возникновение такой структуры ученые связывают с протеканием когда-то по этой поверхности больших водных потоков — например, в связи с быстрым таянием льдов.

«Эритрейский хаос» также может указывать на то, что здесь когда-то были водяные озера.

Напомним, в 2015 г. ученые, проанализировав состав марсианской атмосферы, пришли к выводу, что на Красной планете когда-то был целый океан, однако потом он испарился. А данные зонда Curiosity указывают на то, что в кратере Гейл и сейчас есть жидкая вода, но очень соленая.

Что же касается аппарата Mars Express, то он в прошлом году также сфотографировал следы крупного наводнения на другом участке поверхности Марса, которые растянулись на 3 тыс. км от источника расположенного к северу от долины Маринер и к востоку от нагорья Тарсис, до равнины Хриса. Кстати, к юго-востоку от равнины Хриса как раз находится Жемчужная земля.

[Изображения: ESA/DLR/FU Berlin]