В 2020 году в сибирской тайге вновь полыхали пожары. В общей сложности огонь прошел более 25 миллионов гектар. Красноярские ученые отмечают, что это не уникальное явление. Такие происшествия случаются в Сибири с периодичностью раз в несколько лет, и это не обязательно результат глобального потепления. Однако увеличение частоты и площади пожаров по климатическим причинам тоже прослеживается. Ученые Красноярского научного центра СО РАН проанализировали особенности возгораний этого года и опубликовали результаты в журнале Wildfire.

Спутниковая фотография сделана Пьером Маркузе, с использованием сервиса Sentinelhub. Лесной пожар в Республике Саха (Якутия)

Спутниковая фотография сделана Пьером Маркузе с использованием сервиса Sentinelhub. Лесной пожар в Республике Саха (Якутия)

Площадь Сибири превышает 10 миллионов квадратных километров, большую часть этой территории занимают леса. Обычно пожарный сезон в России начинается с марта на юге Сибири и постепенно перемещается на север вслед за потеплением погоды и таянием снега. Пожары на крайнем севере ежегодно выжигают тысячи километров леса. Ученые тщательно следят за возгораниями, происходящими на таких территориях, анализируют их течение и аномалии.

Исследователи Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» совместно с коллегами из США проанализировали частоту и площадь пожаров в Сибири с марта по сентябрь 2020 года. Ученые установили, что пожарный сезон этого года не уникален и не является аномальной реакцией на изменение климата.

Отслеживать возгорания можно по данным спутникового мониторинга. Пожары изменяют коэффициент отражения поверхности и температуру, за счет чего их довольно легко обнаружить. Ученые выяснили, что в 2020 году в Сибири было зарегистрировано почти 15 тысяч возгораний. Общая площадь пожаров составила 25,5 миллиона гектар, из них 8,4 миллиона гектар было пройдено стихией в степных районах юга Сибири, около 3,5 миллиона — в тундре и 14,3 миллиона — в лесах.

Число и размер возгораний заметно варьировались в разных зонах. На юге произошло много мелких пожаров, в то время как на севере пожары были редкими, но масштабными. Эти различия связаны с типами растительности в регионах, видами пожаров и скоростью их естественного угасания. Несмотря на такие большие охваты, ученые не считают пожарный сезон 2020 года уникальным.

Пономарев Евгений Иванович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН

Пономарев Евгений Иванович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН

«Нынешний год необычен длительностью нахождения антициклона над Сибирью, около 40 дней. Данные с районов, пройденных гарью, показывают, что сильные пожары в этом году связаны с летней засухой в северных регионах, особенно на северо-востоке Сибири. В марте возгорания начались в низких широтах, а в апреле распространились до средних. После майского затишья, в июне и июле возгорания начались с новой силой, и активное горение в зоне бореальных лесов и в тундре продолжилось до сентября. Окончательно пожары закончились только в октябре, в силу естественных изменений метеорологической ситуации», — поясняет Евгений Пономарев, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН.

Взаимосвязь между частотой или силой пожаров и изменением климата нельзя оценивать по одному сезону. Пожары случаются ежегодно. На интенсивность возгораний влияет немало факторов. Сильные возгорания в Сибири связаны с устойчивыми антициклонами, во время которых отмечаются высокое давление, прозрачная атмосфера и активная инсоляция, в это время нет облачности, ясно и солнечно. Горючие материалы в такой ситуации высыхают и создают условия (лучше – предпосылки) для пожаров. Их, как правило, сразу становится много, и выгорают большие площади. Огонь шире распространяется там, где долгое время держатся высокие температуры и засуха. При этом устойчивые летние антициклоны в Сибири – это привычный и ежегодный процесс. До этого в 2001, 2005, 2013 и нашумевшем 2019 годах пожаров в Сибири было тоже много. У этого стихийного явления есть своя периодичность.

Ученые отмечают: даже если исключить из статистики аномальные годы, то доля площадей пожаров в высоких широтах за десять лет увеличилась более чем на один процент. Исследователи считают, что предварительно это может доказывать влияние потепления климата на распространение пожаров. Но для подтверждения этого требуются более длительные наблюдения.

«Утверждать, что нынешний год был уникальным, потому что изменился климат, мы не можем. Но общий тренд к тому, что увеличивается даже не количество пожаров, а площади, поврежденные огнем, — есть. Нельзя отрицать, что климат влияет на пожары, даже беглые подсчеты показывают изменение температурного режима и перераспределение осадков. Но это влияние не такое фатальное, как говорили СМИ. Нужны годы, чтобы адекватно оценить происходящее», – рассказывает автор исследования Евгений Пономарев.

 

Информация и фото предоставлены Федеральным исследовательским центром «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук»