Кубанские ученые занимаются исследованием ценностных ориентаций, социальных установок и идентичностей молодого поколения в эпоху цифровизации и глобализации
Чтобы определить ресурсный потенциал государства, необходимо проследить за динамикой ценностной трансформации личности. Как правило, эталоны, диктуемые временем, меняются, но постоянной основой становления человека во все времена выступают главные категории: семья, здоровье, профессия, карьера, материальное положение. Фактор идейно-духовного состояния общества строится, в том числе, на социальных ценностях и установках молодого поколения, в связи с чем важно исследовать действующие механизмы формирования и особенности выражения их мировоззренческих позиций о себе и окружающем мире, модели поведения и межличностного взаимодействия в заданных обстоятельствах.
Специалисты Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар) проводят исследования по сформированности выбора ценностей, нравственных норм, представления молодежи о будущем и ее ориентации на дальнейшую жизнь. Ученые изучают, как происходящие социальные мировые процессы влияют на особенности взаимодействия и выражение национальной, региональной, социокультурной и профессиональной идентичности молодых людей.
Оксана Роальдовна Тучина – доктор психологических наук, профессор кафедры истории, философии и психологии Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ, г. Краснодар) – рассказала о проводимых эмпирических исследованиях, выявляющих поведение современного человека в нормативно-ценностном пространстве общности, а именно, как молодое поколение смотрит на разного рода идентичность и каково представление об индивидуальном будущем у нынешней молодежи в эпоху цифровизации и глобализации (на примере кубанских школьников и студентов).
«Наше исследование имеет давнюю традицию: мы изучаем проблемы ценностного аспекта молодежи с 2006 года, и за это время накопилось достаточно много эмпирического материала, чтобы проследить определенную динамику формирования. Мы начали изучение ценностей в контексте исследования самопонимания этнокультурной идентичности. Краснодарский край – полиэтничный регион, и проблема поликультурного взаимодействия и диалога всегда стояла очень остро. Были периоды массовой миграции из стран бывшего Советского Союза, а затем из кавказских республик, а наш край всегда находился на перекрестке культур и цивилизаций и поэтому тема для нас была очень важна. Мы изучали эту проблему в контексте толерантности и толерантного отношения к приезжим, в контексте того, как можно взаимодействовать разным культурам в рамках одной гражданской идентичности, одной культуры, региона, страны. Постепенно эта тема показала новые векторы исследования – гражданской, региональной, профессиональной идентичности, особенно с учетом миграции, в частности внутрироссийской, за последние 5-6 лет», – Оксана Тучина обозначила ключевые аспекты научной работы коллектива КубГТУ.
Кубанскими специалистами выполняется широкий спектр исследований. Например, в последнее время ученых интересует такая проблема, как культура в широком смысле этого слова и ее влияние на общности в целом, на ценности поколения и трансмиссию ценностей.
«Мы изучаем такой феномен как человек культуры, то есть тот образец, который считают своим представители определенного поколения определенного региона, и пытаемся сравнить и найти ценностные доминанты или особенности для разных общностей. Например, в прошлом году в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Формирование мотивации изучения русского языка в зарубежной молодёжной среде за счёт актуализации исторических связей с Россией в культурной и профессиональной областях», посвященного популяризации русского языка, проходило исследование таких ценностных различий и доминант среди молодого поколения в России, Армении, Киргизии и Казахстане, и в итоге были получены весьма интересные результаты: образ «человека культуры», который считается образцом, отражает основную культурную тенденцию, свойственную общности в конкретный исторический момент: то, что волнует человека больше всего, с чем связываются надежды на позитивное будущее своего народа. Так для армянских респондентов это образ защитника нации, для респондентов Казахстана – образ просветителя, Кыргызстана – творца, созидателя, для России – лидера, вождя», – отметила Оксана Тучина.
В рамках лаборатории социокультурных исследований Кубанского государственного технологического университета, которую возглавляет профессор Оксана Тучина, совместно с Центром социокультурных исследований НИУ ВШЭ (г. Москва) под руководством доктора психологических наук, профессора Надежды Лебедевой была создана коллаборация «Зеркальная лаборатория» – глобальный проект, который посвящен изучению трансмиссии и динамике ценностей в Центральном федеральном округе и Краснодарском крае и предусматривает изучение нескольких направлений.
«Мы проводим кросс-региональный анализ. Наша цель – выяснить, как меняются ценности из поколения в поколение, как это происходит в контексте гражданской, региональной, этнической, религиозной идентичности и как это все коррелирует с особенностями межнациональных отношений. Москва собирает представителей Ближнего и Дальнего зарубежья. А у нас очень мощный диаспоральный аспект, например, мы много лет изучаем армянскую диаспору», – уточнила профессор Тучина.
Кроме того, параллельно продолжается исследование кубанских специалистов в рамках проекта по гранту РФФИ «Наставник» «Представление подростков и молодежи о будущем в условиях неопределенности». Цель: выяснить, как изменяется представление молодого поколения о будущем в связи с ситуацией, вызванной COVID, и сформировать перспективные научные коллективы и навыки исследовательской работы у студентов КубГТУ.
«Сейчас становится проблематичным краткосрочное и долгосрочное планирование. Есть люди, у которых всегда всё было тщательно распланировано и теперь они не знают, как жить. Даже есть понятие «ковидного невроза». У молодежи дело обстоит иначе: такая ситуация влияет на их целеполагание. Трудно сформулировать перспективу отдаленного будущего, моделировать свою жизнь, исходя из того, что ситуация может поменяться. Они не знают, как изменится рынок труда и будет ли востребована выбранная ими профессия. Ситуация влияет на психическое состояние (человек не хочет и не может планировать свое будущее), а в итоге провоцируется глубокий конфликт поколений – родителей и детей, когда ребенок не желает действовать и как-то планировать свою жизнь. Наверное, в этом случае родителям нужно ориентировать детей на профессионализацию, образование, отношения с близкими людьми как ценность и следует быть гибкими в формировании определенных навыков», – выразила мнение Оксана Тучина.
На данный момент экспертами изучаются две группы поколения Z и X и в них уже выявлены определенные различия в понимании рисков.
«Недавно прошел пилотажный эксперимент, где мы определяем три типа отношений к будущему (видение рисков, эмоциональная готовность, поведенческий аспект): 1 тип – полная неопределенность (жить вне плана и идти на поводу того, как сложится), 2 тип – будущее воспринимается как угроза с точки зрения неопределенности, 3 тип – оптимистичное, но специфичное отношение к будущему, что связано с ближайшими социальными связями (в первую очередь, с родителями, что говорит о доверительном и менее критичном отношением к ним, вызванным региональный спецификой)», – сообщила исследователь.
Определяющее значение для молодого человека имеет реализация себя в профессии. В КубГТУ понимание профессиональной идентичности изучается на примере инженерной специализации. Здесь тоже выявляются обозначенные учеными три типа отношений респондентов к будущему и их восприятии уровню соответствия своих интеллектуальных качеств требованиям профессии.
По словам профессора Тучиной, «оптимистический характер наблюдается у тех, кто еще учится и держит в голове план на ближайшие годы: сдать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. У работающих молодых инженеров реалистичный взгляд и они понимают, чего им недостает в полученном образовании. Студенты 3 курса на выходе в большую жизнь получают некое представление об инженерной специальности, но не видят определенности. Свою роль в этом вопросе сыграла двухуровневая система высшего образования, отразившаяся на специфике инженерных специальностей. 4 года для подготовки инженера недостаточно, а в магистратуре узкая спецификация и ограниченное число бюджетных мест. 5 лет специалитета – более оптимальный вариант».
Проблему идентичности в контексте отношения к будущему кубанские эксперты рассматривают с позиций субъектного подхода, то есть с поиска причин активности в самом человеке, то, как он внешним факторам противостоит и как строит свою жизнь, исходя из внутренних потребностей: не как обстоятельства влияют на человека, а как человек ведет себя в заданных обстоятельствах.
Краснодарский край – мультикультурный регион, поэтому целесообразным было изучение местной специфики национальной самоидентичности на Кубани и того, как она сказывается на самореализации молодых людей в рамках региона. Формы выражения крайней этноидентичности (этнофанатизм/гипоидентичность) не выявлены учеными. Отмечается диаспоральная специфика и позитивное отношение респондентов к этнической и региональной группе.
По мнению Оксаны Тучиной, «можно говорить о достаточно высоком уровне толерантности. Надо иметь в виду, что реальное поведение и ответы на вопросы могут не совпадать. Но если опрос проецировать через реальные ситуации, то по ним можно отследить региональную идентичность на уровне поведения, а не на уровне декларирования. Согласно нашим замерам, мы можем говорить о толерантности в нашем регионе».
Цифровизация привела к тому, что информация стала доступнее, а значит доступнее стали культурные образцы. По-прежнему очевидны вечные ценности: истина, доброта, красота. У молодежи вызывает уважение человек, добившийся успеха в карьере и жизни благодаря самопреодолению, так называемый self made. Но быть похожими молодые люди стремятся на своих родителей и ближний круг, где формируются ценностные ориентиры.
Тем не менее, наблюдается и тревожная тенденция. «Ценности остались те же, но при этом молодое поколение не знает, как эти ценности будет реализовывать. Картины и плана жизни – когда, как и на каких условиях – у большинства из них нет. В этом заключается проблема. Главная перспектива будущего – неопределенность. Предпосылки к этому складывались постепенно, а эпидемиологическая ситуация усугубила это представление. Для молодежи жизнь предстает как ожидание жизни», – считает Оксана Тучина.
Какое место у молодежи занимает исторический опыт и историческая память?
«Сейчас мы продолжаем исследования молодого поколения городов Новороссийска и Севастополя «Опыт осмысления Великой Отечественной войны в пространстве городской культуры (кросс-региональный анализ: Севастополь – Новороссийск») и на данный момент уже можно сказать, что молодежь скорее патриотична. Они понимают, что в стране есть проблемы, но воспринимают Россию как самую лучшую страну. Главный источник формирований знаний о войне – это школьное образование. Все зависит от учителя. Кроме того, наметилась тенденция доверия рассказам ветеранов, документальным свидетельствам и воспоминаниям, архивным и музейным источникам, семейным историям, через ближний круг, а вот интернет в этом вопросе вызывает у молодежи большое недоверие», – сообщила ученый.
Таким образом, информационные возможности и условия глобализации способствуют активной вовлеченности современного молодого человека в широкое социокультурное пространство и дают ощущение идентичности, но в то же время ставят перед выбором самопреодоления, самоутверждения и полноценного личностного роста.
*Все рисунки предоставлены О. Тучиной
Фото превью: Anna Grigorjeva