Ученые из Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук и Института науки о человеке Макса Планка нашли самое раннее и крупнейшее монументальное кладбище в восточной Африке, - пишет eurekalert.org.

Лотагамское кладбище было построено 5000 лет назад ранними скотоводами, живущими вокруг озера Туркана, Кения. Считается, что эта группа имела эгалитарную структуру без стратифицированной социальной иерархии. Таким образом, воплощение ими такого большого публичного проекта противоречит точке зрения, что для создания крупных общественных сооружений и памятников необходима стратифицированная социальная структура.

Общинное кладбище было построено и использовалось в течение нескольких столетий, около 5000-4300 лет назад. Ранние пастухи построили платформу диаметром около 30 метров и раскопали большую полость в центре, в которой хоронили мертвых. После того, как полость была заполнена и покрыта камнями, строители разместили большие, мегалитические колонны, причем некоторые из них достигали почти километра в высоту. Рядом были поставлены каменные круги и пирамиды. По оценкам, минимум 580 человек были плотно захоронены в центральной части кладбища. Здесь хоронили и мужчин, и женщин, и детей разного возраста без каких-либо особых отличий. Кроме того, все люди были похоронены с личными украшениями, а распределение украшений было примерно одинаковым на всем кладбище. Эти факторы указывают на относительно эгалитарное общество без сильной социальной стратификации.

Исторически археологи считали, что постоянные памятники строились людьми на стадии устоявшегося социально стратифицированного сельскохозяйственного общества с богатыми ресурсами и сильным единоличным руководством. Памятники выступали в качестве напоминаний об общей истории, идеалах и культуре. Ученые думали, что политическая структура и специализация членов общества являются предпосылками для начала строительства памятников. Таким образом, древние памятники ранее считались надежными индикаторами сложных обществ с дифференцированными социальными классами. Однако кладбище Северный Лотагам было построено кочевыми скотоводами, которые не демонстрировали никаких признаков жесткой социальной иерархии. «Это открытие бросает вызов более ранним представлениям о монументальности», - сказала Элизабет Савчук из Университета Стоуни Брук и Института науки о человеке Макса Планка.

Открытие согласуется с аналогичными примерами в других странах Африки и на других континентах, где крупные, монументальные структуры были построены группами, в которых не было социального расслоения. Новое исследование может изменить глобальное понимание того, как и по каким причинам большие группы людей объединяются, чтобы сформировать сложные общества. В данном случае есть мнение, что Северный Лотагам был построен в период глубоких перемен. Скотоводство было только введено в бассейн Туркана, и новые мигранты, прибывающие с овцами, козами и крупным рогатым скотом, встретились с многочисленными группами рыбаков-охотников-собирателей, которые уже жили вокруг озера. Кроме того, новички и местные жители столкнулись со сложной экологической ситуацией, поскольку за этот период количество осадков уменьшилось, а озеро Туркана сократилось на целых пятьдесят процентов. Древние пастухи, возможно, построили кладбище для того, чтобы собираться вместе, формировать и поддерживать социальные связи, справляться с серьезными экономическими и экологическими изменениями.

«Памятники, возможно, служили местом, где люди собирались, укрепляли социальные связи и общинную идентичность, - заявляет Аннеке Джанцен из Института науки о человеке Макса Планка. - Обмен информацией и взаимодействие через общий ритуал, возможно, помогли кочевым скотоводам ориентироваться в быстро меняющемся физическом ландшафте». После нескольких столетий скотоводство укоренилось, а уровень озера стабилизировался. Примерно в это же время кладбище перестало использоваться.

«Участок Северный Лотагам - это самый ранний известный монументальный памятник в Восточной Африке, построенный первыми пастухами этого региона, - утверждает Хильдебранд. – Эта находка заставляет нас пересмотреть определение социальной сложности и мотивов, которые приводят группы людей к созданию публичной архитектуры».

[Фото: eurekalert.org]