Открытие может помочь объяснить, почему ближняя сторона Луны так сильно отличается от дальней, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Science Advances.

Дальняя сторона Луны похожа на слоеный пирог. Новые данные с китайского судна Chang'e-4 и вездехода Yutu-2 показывают чередующиеся слои грубой породы и мелкой почвы на глубину до 40 метров, что свидетельствует о сильных ударах в прошлом.

«Мы знаем много о близкой стороне Луны благодаря советской программе «Луноход» и американской «Аполлон», но мало о дальнем стороне, - говорит лунный ученый Ян Су из Китайской академии наук в Пекине. - Миссия «Чанъэ-4» раскрыла первую детальную подземную стратиграфию… на дальней стороне Луны».

Chang'e-4 и Yutu-2 стали первыми космическими кораблями, которые прилунились на дальней стороне внутри кратера Von Kármán шириной 186 километров в январе 2019 года. Когда Юту-2 исследовал кратер, который находится в пределах бассейна Южного полюса - Айткен шириной 2500 километров, ровер посылал радиолокационные импульсы в землю, чтобы исследовать материал под колесами.

Исследователь Луны Чунлай Ли также из Китайской академии наук и его коллеги проанализировали 106-метровый путь, по которому луноход прошел в первые два лунных дня (около двух земных месяцев) сбора данных. Команда обнаружила слой тонкой почвы толщиной около 12 метров или реголит близко к поверхности.

«Это похоже на очень чистый песок, - говорит соавтор исследования Елена Петтинелли из Университета Рома Тре в Италии. - Как будто вы на пляже».

Под этой тонкой почвой луноход обнаружил еще один слой около 12 метров, содержащий более грубый материал в форме крупных камней, похожих на вишни в кексе. Еще ниже был ряд чередующихся грубых и тонких материалов, на глубину от 24 до 40 метров - предел радара ровера.

Исследователи говорят, что эти слои, вероятно, были созданы материалом, выброшенным в результате последовательных ударов. Дно кратера Von Kármán представляет собой гладкий лист охлажденной лавы, оставшийся после вулканической активности в прошлом. Но эта лава неоднократно избивалась и покрывалась материалом, называемым выбросом, который рассеивается, когда такие объекты, как метеориты, врезаются в поверхность Луны и оставляют кратеры.

«Это действительно насильственный процесс», - говорит лунный геолог Даниэль Мориарти из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА в Гринбелте (штат Мэриленд), который не принимал участия в исследовании. Некоторая часть выброса могла произойти с такой глубины, как мантия Луны.

Верхний слой гладкого песка, вероятно, является результатом измельчения поверхности микрометеоритами и растрескивания в результате экстремальных температурных сдвигов с течением времени.

Взгляд Chang'e-4 на поверхность Луны отличается от его предшественников. Chang'e-3 и его ровер Yutu приземлились в Mare Imbrium на окраине луны в 2013 году, и радар этого ровера был заблокирован плотной вулканической породой на глубине всего 10 метров . Вероятно, это связано с тем, что вулканические поймы вблизи берега находятся ближе к поверхности, чем те, что расположены на дальней стороне.

«Подземная структура на посадочной площадке Chang'e-4 является более сложной… и предполагает совершенно иной геологический контекст», - говорит Су. Исследователи полагают, что на самом деле лавовое основание кратера Фон Карман может быть слишком глубоким, чтобы Юту-2 мог его почувствовать.

Дальнейшая работа может помочь выяснить, почему ближняя сторона Луны затоплена в гладких равнинах вулканической породы, называемых лунными морями, в то время как дальний берег более бурный и покрыт кратерами.

«Один из самых важных вопросов в лунной науке на какое-то время был: почему ближняя сторона так отличается от дальней? - говорит Мориарти. - Если люди могут использовать то, что они нашли, чтобы разгадать часть вулканической истории дальней стороны, это было бы полезно».