Джиффорд Миллер (Gifford H. Miller ) и его коллеги из Колорадского университета из других американских университетов сообщили, что обледеневший мох на канадском острове Баффин оттаивает впервые за по меньшей мере 45 000 лет. По расчетам исследователей, атмосферные температуры в настоящее время достаточно высоки, чтобы растопить весь лед в восточной канадской Арктике. Ученые сообщили об этом на ежегодном собрании Американского геологического общества.

Чтобы выяснить, когда ледниковые оболочки мха были в последний раз способны к фотосинтезу — иными словами, когда он подвергался воздействию солнечного света — ученые использовали радиоуглеродное датирование. Они обнаружили, что некоторые растения были настолько старыми, что у них не осталось радиоактивного углерода, что означает возраст от 45 000 до 50 000 лет.

Большинство ледников Северного полушария достигли максимальных размеров в эпоху позднего голоцена во время аномального холода Малого ледникового периода, отступившего в начале XX века. С начала 1960 годов лето становилось все более теплым, что привело к ускоренным потерям массы во всей канадской Арктике. И поскольку известно, что области арктических ледников, покрывающих плоскую местность, часто оказываются исключительно эффективными консервантами, очевидно, что когда они тают, то открывают области почвы, в том числе корни растений, которые были погребены, когда ледник расширялся.

[Фотография: Gifford Miller]