Используя данные миссии Gravity Recovery and Interior Laboratory (GRAIL), ученые НАСА установили наиболее вероятную причину формирования большого кольцевого кратера на поверхности Луны, напоминающего по форме яблоко. Полученные сведения могут помочь лучше понять, как подобные процессы повлияли на раннюю эволюцию Луны, Марса и Земли. Результаты работы опубликованы в журнале Science.

Сформированный около 3,8 миллиарда лет назад, огромный кратер Восточное море расположен на юго-западном краю Луны. Он едва виден с Земли. Наиболее характерные его особенности — три концентрических кольца из скал, внешнее из которых имеет диаметр около 580 миль.

Ученые давно пытались разгадать причину столь необычного ландшафтного явления на поверхности спутника Земли.

«В прошлом, наш взгляд на Море был в значительной степени связан с его поверхностными особенностями, но мы не знали, как его структура выглядит в деталях. Это похоже на попытку понять, как человеческое тело работает, просто глядя на его поверхность. Прелесть данных GRAIL в том, что он как бы положил Восточное море в рентгеновский аппарат и изучил в мельчайших деталях», — сказал Джим Хэд (Jim Head), геолог из университета Брауна (США), член исследовательской миссии GRAIL.

Напомним, четыре года назад космические зонды НАСА сделали подробные снимки поверхности Луны, в том числе и Восточного моря, с очень малого расстояния.

Одной из ключевых тайн, которую помогли решить новые данные — это вопрос о размере и расположении переходного кратера. Некоторые исследователи считали, что одно из колец Ориенталя может представлять собой остатки переходного кратера. Но данные миссии показали, что это не так. Расчеты показали, что переходный кратер был где-то между двумя внутренними кольцами и достигал от 200 до 300 миль в поперечнике. Любые узнаваемые поверхностные остатки этого кратера были стерты последующими ударами. Моделирование также показало, что Ориенталь был образован объектом около 64 км в диаметре, летевшим со скоростью примерно 14 км в секунду.

Ученые смогли понять, как корка восстановились после удара: теплые и пластичные породы в недрах текли внутрь по направлению к точке удара. Этот внутренний поток образовал скалы несколько километров высотой, которые и составляют внешние два кольца.

Внутреннее кольцо было образовано другим процессом. В результате небольших ударов могут образовываться горки материала в центре кратера, называемые центральным пиком. Но центральный пик Восточного моря был слишком велик, чтобы быть стабильным. Этот материал потек обратно наружу, в конце концов образовав внутреннее кольцо.

«Это был действительно интенсивный процесс. Километровые скалы и центральное кольцо — все сформировалось в течение нескольких минут первоначального удара», — сказал Брендон Джонсон (Brandon Johnson), руководитель исследовательской группы. По его словам, на Земле, Марсе и других объектах Солнечной системы имеется много подобных объектов, однако из-за гораздо более активных геологических процессов, сейчас уже трудно понять их историю. Луна в этом смысле — уникальная астрономическая лаборатория, сохранившая память о древних событиях.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что Луна появилась после столкновения Земли с большим объектом.