В четверг 5 февраля в Президентской академии — РАНХиГС состоялось заседание круглого стола, посвященное технологическому суверенитету страны. Ученые собрались, чтобы обсудить место фундаментальной науки в этом процессе. Мероприятие было приурочено ко Дню российской науки, который традиционно отмечается 8 февраля.

С докладом выступил заместитель президента Российской академии наук, член-корреспондент РАН Владимир Викторович Иванов. В разговоре с «Научной Россией» ученый поделился мнением о том, как должен измениться подход к управлению и организации фундаментальной науки, чтобы как можно скорее достичь технологического суверенитета. В первую очередь, по мнению Владимира Иванова, нужно четко понимать, какое место занимает наука в достижении этих целей.

«Что такое технологический суверенитет? Это способность государства самостоятельно создавать высокотехнологичную продукцию, которая необходима для достижения основных целей развития. Что это за цели? В первую очередь, это повышение качества жизни человека и обеспечение комплексной безопасности. Чтобы достичь этого, необходим соответствующий уровень энергетики, здравоохранения, продовольствия, транспорта, связи и так далее. А для этого страна должна обладать собственным конкурентоспособным высокотехнологичным промышленным комплексом и передовыми технологиями. А в их основе, как известно, лежат результаты фундаментальных научных исследований», — отметил Владимир Иванов.

Фундаментальная наука изучает основные законы развития природы, человека и общества, а практическим выходом исследований становятся не только новые технологии, но и развитие системы образования и культуры. К тому же, сами закономерности общественного развития и глобальные процессы также являются самостоятельным направлением исследований, результаты которых могут стать основой для выработки политики и стратегии развития государства. Поэтому фундаментальной науке следует уделить особое внимание и рассматривать ее не как услугу, а как один из системообразующих институтов. Тем более, если государство стремится к тому, чтобы добиться технологического лидерства — а именно это было определено в качестве национальной цели ещё в 2024 году.

По словам Владимира Иванова, для этой цели необходимо пересмотреть всю систему организации фундаментальных научных исследований и их ресурсного обеспечения.

«В фундаментальной науке есть одна особенность: она не может управляться административными методами. Если  бизнес работает на сегодняшний день, то технологии – на завтрашний, а фундаментальная наука — на стратегическую перспективу. И мы не можем  предсказать, какой результат сегодняшних  исследований будет востребован и когда это произойдет. Поэтому если государство заинтересовано в стратегическом развитии, оно должно сформулировать четкие и конкретные цели,   обеспечить материальными и кадровыми ресурсами и финансами  максимально широкий спектр фундаментальных исследований. Но в каких направлениях двигаться — это должны определять сами ученые, потому что лучше них этого никто не знает», — сказал Владимир Иванов.

По словам ученого, проблема кроется в том, что Академия наук с 2013 года де-юре не является научной организацией (которой она была с момента своего создания в 1724 году), осуществляя лишь экспертные и координационные функции, да и то в весьма ограниченном объеме. И если для ресурсно-ориентированной экономики это было логично, то для решения задачи технологического лидерства такой подход не годится.

Ученый посоветовал обратить внимание, как работает система в наиболее технологически развитых странах, а также присмотреться к опыту собственного прошлого.

«Во Франции есть специальный Национальный центр научных исследований, который ориентирован именно на фундаментальные исследования. В Германии эту функцию выполняет Общество Макса Планка. В Китае — Китайская академия наук. Эти системы во многом используют положительный опыт Академии  наук  СССР», — отметил Владимир Иванов.

Новость подготовлена при поддержке Российской академии наук

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»