Иван Васильевич Мартынов — участник Великой Отечественной войны. Родился 26 декабря 1919 года в крестьянской семье в деревне Тонеево Лаишевского уезда недалеко от города Казани. С октября 1941 года после ускоренных курсов он, воентехник 2-го ранга, в должности начхима 238-й стрелковой дивизии, участвовал в боях под Москвой. Вскоре был ранен. После госпиталя продолжил службу заместителем командира отдельной роты химической защиты курсов младших лейтенантов Калининского фронта. В 1942 году добился возвращения на передовую. К лету 1944 года подполковник И.В. Мартынов был помощником начальника отдела военно-химического управления 1-го Белорусского фронта. В августе 1944 года был отозван на Высшие академические курсы в Москву. В июне победного 1945 года, как хорошо знающий французский язык, был определён в Германию — на военно-дипломатическую службу в Отдел протокола и связи Советской военной администрации. Занимался там «французским направлением», довелось встречаться и работать с маршалами Г.К. Жуковым и В.Д. Соколовским. В 1958 году, прослужив в армии 20 лет, полковник И.В. Мартынов подал рапорт об увольнении в запас.
За время войны был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, дважды — орденами Красной Звезды, медалями.
Тему войны раскрываем по книге «Один век Ивана Васильевича», которую Институт, в котором работал И.В Мартынов, издал в 2019 году.
Деревня, в которой я родился, позже при образовании Куйбышевского водохранилища при подъёме воды была затоплена. Когда мне было 10 лет, отец, Василий Яковлевич, трагически погиб. Когда я закончил пятый класс, меня мой старший брат Семен, работавший в то время в московской милиции, забрал к себе — пришлось нам всем, с семьей брата ютиться в одной восьмиметровой комнатке. В 1938 году я поступил в Военную академию химической защиты имени К.Е. Ворошилова (ныне — Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко Минобороны РФ).
Когда началась война, я уже закончил третий курс, но вместо четвертого курса нас курсантов перевели на ускоренные курсы начальников химслужбы полков, бригад и дивизий. 10 октября 41-го я был уже на фронте — в должности начхима только что сформированной бригады. Линия фронта проходила за Кубинкой — совсем рядом с Москвой.
Вооружены мы были новыми автоматами ППШ, но люди не умели ещё по-настоящему с ними обращаться и просили привычные винтовки. Винтовок не было, не было и противотанковых средств. Когда 7 немецких танков заняли село, то сделать с ними мы ничего не смогли. Вдруг проявились наши зенитные установки — стали стрелять по немецким танкам, но те сразу накрыли наши зенитки. Впервые мы увидели то страшное кровавое месиво, к которому привыкнуть невозможно, настолько это бесчеловечно. Вскоре меня ранило осколком мины, и я оказался в госпитале в Узбекистане. После госпиталя вернулся на Калининский фронт, преподавал на курсах младших лейтенантов, потом попросился на передовую. Следить за противником на предмет применения им химоружия — одна из основных задач военных химиков. До боевых отравляющих веществ (зарин, зоман, табун) на этой войне, слава Богу, не дошло. Но достаточно широко применялись маскировочные дымы, зажигательные составы, эпизодически — огнеметы ранцевые и фугасные. Очень опасной задачей была доставка таких средств на фронт — от малейшего попадания в железнодорожный состав он сгорал мгновенно, и всё что рядом — тоже. Однако умудрялись с семью солдатами доставлять эшелоны на фронт, маскировать, разгружать.
Занимал разные должности вплоть до помощника начальника оперативного отдела военно-химического управления Белорусского фронта у К.К. Рокоссовского. Победу встретил не в Берлине, а в Москве, поскольку в августе 44-го был отозван на Высшие академические курсы.
В июне 45-го года меня определили на военно-дипломатическую службу в Отдел протокола и связи Советской военной администрации в Германии. При Контрольном совете в Берлине было аккредитовано 15 дипломатических миссий. Довелось там встретиться с маршалом Г.К. Жуковым — организовывал его поездку во французскую зону для награждения орденом Почетного легиона. Работал под руководством маршала В.Д. Соколовского. Принимал разные делегации, официальных лиц.
Выписал в Берлин жену Екатерину Петровну, врача по профессии — она побывала в Ленинградской блокаде. Мы с ней познакомились в Калинине в 42-м, в 44-м поженились.
х х х
Справка. В 1947 году И.В. Мартынов вернулся на инженерный факультет Академии химзащиты, в течение всех лет учебы был Сталинским стипендиатом, окончил Академию в 1951 году по специальности «военный инженер-химик». Стал 30-летним полковником — самым молодым в химических войсках.
Далее — старший научный сотрудник в научно-техническом комитете Управления химических войск Минобороны СССР. С 1958 года — в НИИ №42, который в 1966 году был переименован в Государственный союзный научно-исследовательский институт органической химии и технологии Министерства химической промышленности СССР (ГОСНИИОХТ), ныне — ГосНИИОХТ, Москва: в 1958-1961 гг. — зам. директора по научной работе, в 1961-1978 гг. — директор Института. В 1978-1989 гг. — директор-организатор Института физиологически активных веществ Академии наук СССР (ныне — ИФАВ РАН), созданного в составе Ногинского научного центра АН СССР, Черноголовка. Далее — советник при дирекции ИФАВ, главный научный сотрудник. В настоящее время входит в состав ученого и диссертационного советов Института.
Член-корреспондент АН СССР c 1981 года, член-корреспондент РАН с 1991 года — Отделение химии и наук о материалах РАН.
Специалист в области синтетической и органической химии
Член-корреспондент И.В. Мартынов — советский и российский химик, крупный организатор фундаментальных и прикладных исследований и новых химических производств, один из ведущих в СССР в области разработки и технологий производства химического оружия. Как известно, в 60-70-е годы химическое оружие, наравне с ядерным, составляло основу оборонного щита СССР — работа системы предприятий по созданию щита осуществлялась координационным Советом, руководимым министром химической промышленности СССР и непосредственно Политбюро ЦК КПСС.
ГОСНИИОХТ, возглавляемый И.В. Мартыновым, являлся одним из ведущих в области разработки и технологий производства химического оружия. И.В. Мартынов проводил исследования в области синтетической органической химии по созданию новых методов синтеза и изучению свойств фтор- и фосфорорганических соединений. Разработал общие методы нитрования полигалогенолефинов и на этой основе создал способ синтеза α-нитрокарбоновых кислот, α-аминокислот и их производных, галогеннитроалканов и галогеннитрозоалканов. Синтезировал более 100 фосфорилированных оксимов.
Проводились работы по методам дегазации и получению антидотов к известным отравляющим веществам, которые в то время производились в странах НАТО. В начале 1970-х годов в Институте была проведена разработка собственного промышленного метода получения, освоена технология производства нового высокотоксичного фосфорорганического вещества второго поколения — советского V-газа. Задания были выполнены за сравнительно короткое время, без нарушения техники безопасности, без несчастных случаев.