К 2030 г. квантовые компьютеры будут использоваться для решения практических задач. Но они не заменят классические компьютеры, а, скорее, будут использоваться в режиме сопроцессоров. Так считает директор Физического института им. П.Н. Лебедева РАН Николай Колачевский. Ученый выступил с докладом о многокубитных квантовых вычислителях на ионах для решения практически значимых задач на форуме «Микроэлектроника-2024», который проходит 23-27 сентября.

По словам ученого, речи о квантовом превосходстве пока не идет. Важнее практическая значимость квантовых компьютеров: возможно ли с их помощью эффективно решить практически значимый алгоритм. Перспективными областями применения могут быть синтез новых химических соединений, решение задач логистики, моделирование ранее недоступных физических процессов, машинное обучение. При этом применять квантовые технологии для этих целей, возможно, получится в течение десятилетия. 

«На горизонте 2030 г. квантовые компьютеры будут использоваться для решения практически значимых задач. Несколько лет назад была иллюзия, что квантовые компьютеры заменят классические, а у нас в карманах появятся квантовые телефоны. Скорее всего, этого не произойдет. Производительность классических компьютеров тоже увеличивается, опережения не случится и квантовые технологии, скорее всего, будут использоваться в режиме сопроцессоров для выполнения определенных операций», ― сказал Николай Колачевский.

Ученый добавил, что лидеров квантовой гонки будет определять освоение и применение технологий микроэлектроники, которые важны для всех платформ. Технологическая база, которую российские ученые смогут освоить, в большой степени будет определять реальное состояние «железа».

Ведущий научный сотрудник ФИАН Илья Заливако отметил, что основная цель работы ― это создание квантового компьютера, который возможно продуктивно использовать для решения  задач. Для этого необходимо увеличивать количество кубитов, увеличивать точность операций, а также оптимизировать вычислители и алгоритмы друг для друга.

«Когда мы разрабатываем квантовое “железо” мы не должны очень далеко отходить от приложения: как же мы в перспективе собираемся его использовать. Поэтому нам важно работать близко с теоретическими подгруппами, чтобы понимать, как мы можем оптимизировать наше “железо”, и наиболее эффективно использовать ресурсы», ―сказал Илья Заливако.