В ближайшее время на юго-западе Исландии может начаться извержение двух вулканов: Рейкьянес и Фаградальсфьядль. Этому предшествовали тысячи землетрясений с магнитудой до 4,8. Местные власти эвакуировали около 4 тыс. человек из ближайшего города Гриндавик. И это абсолютно правильная мера, считает российский вулканолог, старший научный сотрудник Института физики Земли РАН кандидат физико-математических наук Руслан Жостков: актуальная информация показывает, что извержение практически неотвратимо.

«Теоретически активность вулканов в Исландии могла бы успокоиться. Но я слежу за проходящим роем землетрясений и, судя по их количеству и эпицентрам, в недрах вулканов что-то не в порядке. Вероятнее всего, извержение неотвратимо, и нам остается его только ждать», ― рассказал корреспонденту портала «Научная Россия» Руслан Жостков.

Ученые могут достаточно точно прогнозировать масштабы извержений. Например, трехсотметровый вулкан будет извергаться гораздо слабее трехкилометрового. Кроме того, за вулканами следят с помощью сейсмического мониторинга: магма, просачиваясь на поверхность, разрывает внешние породы, что приводит к землетрясениям. Регистрируя разрывы трещин, определяя их координаты и гипоцентры, возможно оценить подземную зону, которая вовлечена в подготовку извержения. Также спрогнозировать масштаб природного катаклизма можно оценив историческую активность вулкана и наблюдая за изменением рельефа местности, например, из космоса. Информация о вулканах в Исландии показывает, что не стоит ждать колоссального масштаба извержения.

Руслан Александрович ЖостковФото: пресс-служба Института физики Земли РАН

Руслан Александрович Жостков

Фото: пресс-служба Института физики Земли РАН

«Сейчас не идет речь об извержении планетарного масштаба. Из-за того, что в Исландии жидкие лавы, они могут затопить ближайший город, и с этим мы ничего не сможем сделать. Все-таки, это очень могучая стихия, которой человек не способен что-то противопоставить. Но говорить об извержении, которое так или иначе затронуло бы всю Землю, не приходится», ― сказал Руслан Жостков.

Извержение в Исландии может стать третьим в течение двух последних недель. 1 ноября вулкан Ключевской на Камчатке выбросил 14-километровый слой пепла. В ночь с 12 на 13 ноября произошло извержение вулкана Этна в Сицилии. Но эти события абсолютно точно не связаны  с катаклизмом в Исландии: у происшествий разная природа происхождения. Дело в том, что Ключевской и Этна находятся в зоне субдукции: одна литосферная плита погружается под другую, мантийные породы превращаются в жидкую магму и выходят на поверхность в виде извержения вулканов. А вулканическая система Исландии находятся на мантийном плюме: их питает энергия внутреннего ядра планеты. Поэтому связывать природные катаклизмы не стоит.

«Я считаю, что это просто совпадение: у этих извержений разный генезис. Кроме того, события происходят в разных концах планеты, а извержение ― это все-таки событие локального, а не планетарного масштаба. Не стоит забывать и о развитии технологий, с помощью которых мы узнаем о событиях на другом конце планеты в течение нескольких часов. Раньше на такие события, происходящие одновременно просто не обращали внимание. Кроме того, вулканы Ключевской и Этна ― активные, и извергаются достаточно часто. Так почему бы им не действовать одновременно: это абсолютно естественно», ― рассказал Руслан Жостков.

Источник фото на странице: fominayaphoto / ru.123rf.com