Нейрофизиолог, биолог, научный руководитель Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Павел Милославович Балабан отмечает свой день рождения. 4 июля Павел Милославович встречает 71-летие академиком: высшее научное звание он получил на последних выборах, которые прошли в Российской академии наук в июне.

П.М. Балабан известен своими работами по исследованию клеточных механизмов обучения и памяти, а также связанных с ней нарушений, заболеваний и изменений в организме. К его основным научным результатам относят изучение способности к самостимуляции у беспозвоночных животных на поведенческом и нейронном уровнях ― это важно для исследования механизмов принятия решения и подкрепления при обучении. В одном из интервью он говорил, что устройство мозга и организация памяти остаются главными загадками науки XXI в.

Академик родился в 1951 г. в Горьком (сегодня ― Нижний Новгород). С детства интересовался животными, особенно морскими. Оканчивая школу, написал письмо в Институт океанологии РАН, планируя поступить туда на учебу, но из ответного письма узнал, что институт академический и студентов туда не принимают ― нужно высшее биологическое образование.

П.М. Балабан окончил биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, изучал беспозвоночных. Работал по распределению младшим научным сотрудником в НИИ по биологическим испытаниям химических соединений. В беседах с журналистами он вспоминал, как в 1970-е гг. одновременно занимался тремя различными направлениями: испытанием химических соединений, изучением влияния физических факторов на нервную систему и исследованиями механизмов обучения и памяти. Результаты тех работ публиковались за рубежом, что во времена Советского Союза не было широко распространенной практикой.

С 1984 г. П.М. Балабан начал работать в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Больше десяти лет, с 2005 по 2018 г., он руководил институтом, сегодня занимает должность главного научного сотрудника. В 2011 г. был избран членом-корреспондентом РАН, а в 2022 г. ― академиком.

Коллектив портала «Научная Россия» искренне поздравляет Павла Милославовича с днем рождения! Желаем здоровья и плодотворной научной работы уже в новом, высшем научном звании!

Предлагаем вниманию наших читателей интервью с академиком «В поисках материальной основы памяти».