Китайские палеонтологи обнаружили новый вид вымерших предков акулы – акантодов. Находка возрастом 439 миллионов лет примерно на 15 миллионов лет старше самых ранних окаменелостей акантодов, что делает ископаемую «акулу» древнейшей челюстной рыбой, сообщает Китайская академия наук. Результаты исследования появились в журнале Nature.

Обнаруженную акулоподобную рыбу назвали Fanjingshania – в честь объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО Фаньцзиншань, самой высокой вершины гор Улин на юго-востоке Китая. Новый вид анатомически близок к группам вымерших колючих рыб, известных под общим названием акантоды. В отличие от современных акул, у акантод были кожные окостенения в области плечевого пояса, которые в примитивном виде встречаются у челюстных рыб.

Fanjingshania представляет собой причудливую рыбу с внешней костяной «броней» и несколькими парами плавниковых шипов, которые отличают ее от современных челюстных рыб, акул и скатов, а также костных лучеперых и кистеперых рыб.

Исследователи также определили особенности, которые отличают Fanjingshania от любого известного позвоночного. У нее были кожные пластинки в области плечевого пояса, которые сливаются как единое целое с рядом шипов. Кроме того, у ископаемых костей Fanjingshania исследователи увидели признаки обширной резорбции твердых тканей (разрушения под действием многомерных клеток, остеокластов), которая обычно связана с развитием скелета у костистых рыб (у людей тоже происходит этот естественный процесс при развитии).

«Этот уровень модификации твердых тканей беспрецедентен для хондрихтианов — группы, в которую входят современные хрящевые рыбы и их вымершие предки, — цитируют авторов работы в пресс-релизе. — Это говорит о большей, чем считается в настоящее время, пластичности развития минерализованного скелета в начале диверсификации челюстных рыб».

Результаты исследования подтверждают, что вид Fanjingshania представляет собой раннюю эволюционную ветвь примитивных хондрихтианов, то есть хрящевых рыб. Они имеют большое значение для понимания того, когда возникли челюстные рыбы и, в целом, челюстные позвоночные.

[Иллюстрация: ZHANG HEMING]