0 комментариев 530

Исследование на червях показало, почему мелатонин способствует сну

Исследователи из Медицинской школы Университета штата Коннектикут (UConn Health, США) на примере нематод C. elegans показывают, как мелатонин активирует канал BK в головном мозге, что способствует сну. Ученые предполагают, что аналогичный процесс происходит в головном мозге человека, передает портал EurekAlert!. Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS.

Мелатонин – гормон сна, который организм производит преимущественно в темноте. Он связывается с рецепторами мелатонина в головном мозге и оказывает стимулирующее действие на сон. Представьте, что рецептор – это замочная скважина, а мелатонин – ключ. Две замочные скважины для мелатонина в клетках мозга человека называются МТ1 и МТ2. Но было не известно, что происходит, когда замочную скважину открывают. Нейробиологи Медицинской школы Университета штата Коннектикут определили этот процесс в своем исследовании с червями C. elegans. Когда мелатонин попадает в рецептор MT1 в примитивном мозгу червя, он открывает калиевый канал, известный как канал ВК.

Основная функция BK-канала в нейронах – ограничивать высвобождение нейротрансмиттеров, которые представляют собой химические вещества, используемые нейронами для общения друг с другом. В поиске факторов, связанных с BK-каналом, ученые обнаружили, что рецептор мелатонина необходим для BK-канала, чтобы ограничивать высвобождение нейротрансмиттера. Впоследствии они определили, что мелатонин способствует сну у червей, активируя канал BK через рецептор мелатонина. Черви, у которых отсутствует секреция мелатонина, рецептор мелатонина или канал ВК, проводят меньше времени во сне (ранее было доказано, что черви тоже спят).

В дальнейшем авторы работы планируют проверить, сохраняется ли связь мелатонин-MT1-BK у мышей. Канал BK участвует в разных видах телесных процессов: от эпилепсии до высокого кровяного давления. Узнав больше о взаимосвязи между BK-каналом, сном и поведенческими изменениями, исследователи надеются лучше понять работу мелатонина, а также помочь людям, страдающим заболеваниями, связанными с BK-каналом.

На изображении нейроны червя Caennorhabditis elegans, экспрессирующие рецептор мелатонина, светятся зеленым цветом.

[Фото: BOJUN CHEN/UCONN HEALTH]