Согласно новому исследованию, проведенному учеными из Университетского колледжа Лондона (UCL), еще в 11 веке в Персии начали добавлять хром в процесс производства стали. Ранее считалось, что хромистая сталь была инновацией XX века. Открытие, описанное в Journal of Archaeological Science, было сделано с помощью ряда средневековых персидских рукописей, которые привели исследователей к археологическим раскопкам в деревне Чахак на юге Ирана. Об этом сообщает портал EurekAlert! со ссылкой на официальный сайт UCL.

Чахак описана в исторических рукописях XII-XIX веков как некогда известный центр производства стали и единственный известный археологический объект на территории современного Ирана, где были найдены свидетельства изготовления тигельной стали.

Рукопись «аль-Джамахир фи Марифа аль-Джавахир» («Компендиум для познания драгоценных камней», 10-11 вв. н.э.), написанная персидским эрудитом Абу-Райханом Бируни, имела особое значение для исследователей, поскольку в ней содержалась единственный известный рецепт изготовления тигельной стали (стали, полученной в жидком виде в специальных горшках – тиглях). В этом рецепте записан таинственный ингредиент, который ученые определили как минерал хромит для производства хромовой тигельной стали.

Команда использовала метод радиоуглеродного датирования нескольких кусков древесного угля, извлеченных из тигельного шлака (побочных продуктов, оставшихся после отделения металла). С его помощью они определили возраст материала – около тысячи лет. В образцах они обнаружили остатки рудного минерала хромита, который был описан в рукописи Бируни как важная добавка к процессу плавления стали.

Авторы исследования также определили, что массовая доля хрома в стальных частицах, сохранившихся в тигельных шлаках, составляла 1-2%. Это свидетельствует о том, что хромитовая руда действительно образовывала сплав хромистой стали.

Исследователи полагают, что их открытие знаменует особую традицию производства стали в персидских тиглях, отличной от более известных центральноазиатских методов в Узбекистане и Туркменистане, где производили сталь с низким содержанием хрома (массовая доля около 1%).

На изображении: шлак, приставший к внутренней части осколка тигля