Homo Sapiens весьма активно смешивались с денисовскими людьми

В генах современных людей найдены следы денисовских генов.

Американские генетики изучили 250 геномов современных людей в поисках генов денисовского человека — и нашли их, но в разных пропорциях. Отчет об их исследовании опубликован в журнале Current Biology.

Останки первобытных людей, обнаруженных в Денисовой пещере в Алтайском крае, в последнее время сильно интригуют ученых. Пока что известно пять фрагментов: кость мизинца девочки, три найденных еще в советское время коренных зуба молодого мужчины и фаланга пальца ноги какого-то человека, о котором известно немного. По этим крошечным следам было выяснено, что денисовские люди — особый вид, родственный Homo Sapiens, но не идентичный ему. Жили они в той части земли, в которой пересекались пути и Homo Sapiens, и неандертальцев. В самой Денисовой пещере, которая была населена в течение многих тысяч лет, бывали самые разные представители рода человеческого.

В 2012 году был секвенирован геном денисовского человека, и это достижение признано одним из крупнейших научных прорывов последних лет (Портал Научная Россия писал об этом достижении). Теперь же Шрирам Санкарараман (Sriram Sankararaman) из калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Дэвид Райх (David Reich) из Гарварда использовали наши знания о денисовском геноме для того, чтобы поискать его следы у современных людей. 250 исследованных ими геномов были взяты у людей за пределами Африки. Известно, что африканцы, чьи предки не покидали этот континент, — и, следовательно, не могли смешаться с денисовцами, — не имеют денисовских генов.

Но все остальные, как выяснилось, смешивались. Следы общения с денисовскими людьми ярко представлены у обитателей Папуа-Новой Гвинеи и Австралии. У них обнаружено от 3 до 6% денисовских генов. Для сравнения, гены неандертальцев у современных людей (портал Научная Россия рассказывал об этом) составляют около 2%. Так вот, ученые обнаружили еще одно место, в котором сильно представлены денисовские гены — южная Азия. Процент здесь невелик, и поэтому, очевидно, следы денисовского человека у здешних жителей не обнаруживались при предыдущих исследованиях.

Естественно, возникает вопрос о том, когда Homo Sapiens начали скрещиваться с денисовскими людьми? Сами авторы исследования предлагают различные объяснения. Согласно одному из них, скрещение двух видов произошло один раз, в тот период, когда Homo Sapiens двигались через Азию к Австралии и Океании. В то же время Дэвид Райх сказал журналу Science, что он не исключает возможности нескольких, например, трех различных, независимых друг от друга скрещиваний, одно из которых могло произойти между предками жителей современной Индии и денисовскими людьми, также обитавшими на этой территории.

Исследователи примерно определили даже дату этих скрещений. Дело в том, что цепочки денисовских ДНК в каждом поколении становятся все короче. Соответственно, можно, «отсчитав обратно», примерно предположить, когда эти цепочки были нормальной длины. По данным Санкарарамана и Райха, Homo Sapiens скрещивались с денисовскими людьми примерно через 5-10 тысяч лет после встречи с неандертальцами, то есть, где-то 40 тысяч лет назад.

И еще одна любопытная деталь, — при межвидовом скрещивании мужское потомство в следующем поколении оказывается бесплодным. Следовательно, денисовские гены дошли до нас благодаря нашим предкам по женской линии.

homo sapiens денисовская пещера денисовские люди секвенирование генома