Денисовские люди

Cеквенирование генома человека из Денисовой пещеры в опубликованном журналом Science топ-листе научных прорывов 2012 года занимает второе место – после открытия бозона Хиггса.

Это неудивительно – открыта целая группа ранее неизвестных предков современного человека. Невероятно, но всего три фрагмента антропологических останков – кусочек фаланги мизинца девочки и два мужских зуба перевернули представления об истории человеческого рода.

Фрагмент фаланги мизинца 9-ти летней девочки и зуб мужчины-охотника из Денисовой пещеры

Денисова пещера в долине реки Ануй на Алтае была домом для человека на протяжении более 200 тысяч лет. Наши предки обитали там всю эпоху палеолита, которая закончилась 12 000 лет назад. Жили там и в неолит, и в эпоху бронзы, и даже в исторический период времени в ней оставили свои следы кочевники из племен, населявших Алтай.

Культурные слои прошедших эпох сменяют в пещере друг друга, давая уникальный материал для исследований. Так называемый «одиннадцатый» слой оказался для археологов самым счастливым, в нем были сделаны все находки,  прославившие Денисову пещеру. Собственно, они и дали имя ее обитателям. Культурный слой датируется возрастом в 50 000 лет – это ранняя стадия верхнего палеолита. В этот период  наши предки изготавливали примитивные каменные орудия и лишь начинали подбираться к искусству обработки камня.

В одиннадцатом слое были сделаны две удивительные находки – самые древние из найденных до сих пор женские украшения! В археологическом музее Новосибирского Академгородка можно увидеть фрагмент массивного браслета, изготовленного из хлодитолита – камня достаточно редкого, при разном освещении меняющего свою окраску. Браслет носит следы полировки и имеет небольшое отверстие – вероятно, в него продевали ремешок с подвеской. Вторую деталь – эту самую подвеску, нашли лишь через год – белое кольцо из мягкого мрамора. Обе эти вещицы изящны и для современного глаза, а для обитателей пещеры – это просто ювелирное качество, абсолютный палеолитический хай-тек.

Фрагмент браслета и кольцо-подвеска к нему, найденные в Денисовой пещере

Исследователи максимально подробно проанализировали процесс его изготовления. Материал кольца – местный, мраморная галька, скорее всего, подобранная в русле реки недалеко от входа в пещеру. Эта галька сперва шлифовалась о камень, и из круглого голыша была превращена в плитку. Потом в середине было проделано отверстие приемом «станкового сверления». В маленькое отверстие вставлялся затем инструмент типа рашпиля и происходила внутренняя расточка кольца. После кольцо шлифовалось, полировалось – и получилось очень изящное украшение. Эти приемы – станковое сверление и расточка не характерны для эпохи раннего палеолита – они были широко освоены человеком лишь спустя много лет – в неолите, и пожалуй – это самые первые продвинутые изделия человека, найденные на сегодня археологами. Одиннадцатый слой подарил исследователям еще и костяные орудия, миниатюрные каменные иглы с просверленным ушком и даже экзотические бусины из скорлупы страусиного яйца, доставленные издалека. Это говорит о том, что у денисовцев существовал экспорт сырья.

Кто же они – эти древние умельцы, опередившие свое время? Можем ли мы что-нибудь сказать об их внешнем облике, обычаях, взаимоотношениях с другими племенами? Пока что очень мало. В ДНК из косточки фаланги мизинца 9-ти летней владелицы изящного браслета есть гены, говорящие, что она была кареглазой, смуглой и имела темно-каштановые волосы. Но рисовать себе облик красавицы рановато. Зубы ее сородичей-мужчин оказались гораздо примитивнее зубов всех известных ископаемых людей - как современного вида, так и неандертальцев. Это значит, что денисовцы, вероятнее всего, имели весьма архаичную внешность. Зато умели себя украшать.

Расшифровка ДНК показала и самое главное – ставшее сенсацией. До сих пор считалось, что около 50 000 лет назад Евразию населяли только два вида людей — homo sapiens и неандертальцы. ДНК обитателей Денисовой пещеры подтверждает: обнаружена  новая ранее неизвестная популяция древнего человека! Его назвали «денисовец» или «человек алтайский». Судя по всему, «денисовец» отошел от древа общего развития человеческого рода самым первым, примерно миллион лет назад. Общий же ствол эволюции развивался дальше, и около четырехсот тысяч лет назад разделился на две ветви - homo sapiens и неандертальцев. Первый привел к современному человечеству, второй, как известно, оказался тупиковым. Ядерная ДНК показала, что к «денисовцам» были все-таки ближе неандертальцы.

Реконструкция внешнего облика неандертальцев

Денисовцы соседствовали в этих горах с самой восточной из известных ныне популяцией неандертальцев – их поселения установлены на расстоянии 100-120 км от Денисовой пещеры – в других двух пещерах – Окладникова и Чагырской. Мирным ли было это соседство, никто не знает. Но ученые склоняются к тому, что не просто мирно уживались, но еще и вступали в браки, перемешивая гены, давая позитивное наследие для иммунной системы нас – их непрямых далеких потомков. У современного населения Евразии есть до четырех процентов генов неандертальцев. Генов «денисовцев» у жителей Евразии не прослеживается. Единственный ныне живущий народ, у которого сохранились от четырех до шести процентов генома «денисовцев», — меланезийцы. Вот и еще одна загадка! Возможно, предки меланезийцев находились в каком-то контакте с «денисовцами» на территории восточной Азии.

Возможно, облик девочки из Денисовой пещеры чем-то напоминал облик современных детей-меланезийцев из племен, населяющих Новую Гвинею

Алтайские находки послужили не только становлению новой модели генеалогического древа человечества, но и дали возможность ученым говорить о том, что формирование культуры верхнего палеолита происходило не только в  Африке – как считалось раньше, но и в нескольких других точках планеты – в том числе, на Алтае.

алтай антропология денисовская пещера денисовские люди неандертальцы секвенирование днк сибирское отделение ран