Беспилотники и экологичный автотранспорт на криогенных двигателях: с использованием жидкого азота или сжиженного природного газа. Генераторы на основе метано-водорода, вместо керосина. Такими разработками занимаются в Самарском университете.
Новый криогенный двигатель будет использовать в качестве топлива жидкий азот или сжиженный природный газ. Его планируют применять на экологичном автотранспорте для особо охраняемых природных зон, а также на беспилотных летательных аппаратах специального назначения. Подобные БПЛА смогут оставаться невидимыми для средств инфракрасного слежения: они не оставляют в небе тепловых следов.
Ученые испытывают один из главных элементов устройства: системы хранения криогенного топлива: «У этой системы оригинальная конструкция, защищенная патентами на изобретение. Уникальность в том, что обычно подобные емкости предназначены для хранения либо газов высокого давления, либо криогенных рабочих тел в жидком состоянии. Наша же разработка позволяет в зависимости от задачи хранить рабочие вещества или в жидком состоянии, или в газообразном виде и дает возможность управлять временем регазификации для получения необходимых параметров состояния рабочего тела», - рассказал заместитель директора Института двигателей и энергетических установок Самарского университета Дмитрий Угланов.
Также Самарский университет и АО "Силовые машины" разрабатывают газотурбинную установку для тепло- и электроснабжения на метано-водородном топливе, которая будет более экологичной по сравнению с аналогами на керосине или природном газе.
Предварительные исследования показали, что смесь с долей водорода 40-50 процентов увеличит мощность установки примерно на 10 процентов. Такое оборудование можно будет использовать на крупных промышленных предприятиях, для тепло- и электроснабжения малых городов или жилых районов мегаполисов. Добавление водорода будет обеспечивать более полное сгорание топлива, благодаря чему снизится выброс оксида углерода и несгоревших углеродов, кроме того, уменьшится общий выброс СО2 и расход топлива.
Экспериментальную модельную камеру сгорания изготовят на 3D-принтере в лаборатории аддитивных технологий самарского вуза. Работы начнутся уже в феврале. Технический проект предполагается завершить в 2023 году, после чего на промышленном предприятии "Силовых машин" будет изготовлен опытный образец.
Фото: valokuva24 / ru.123rf.com