Ученые из Эдинбургского университета (Великобритания) полагают, что в осадочных породах, образовавшихся вблизи марсовых озер, сохранились ископаемые доказательства жизни, которая могла существовать миллиарды лет назад.

Новое исследование, опубликованное в Journal of Geophysical Research, проливает свет на то, где сохранились окаменелости. Оно может помочь в поисках следов крошечных существ – микробов – на Марсе, которые, как считается, поддерживали примитивные формы жизни около трех-четырех миллиардов лет назад.

Команда ученых определила, что осадочные породы – из спрессованной грязи, глины – с большой вероятностью содержат останки микроорганизмов. Эти породы богаты железом и кремнеземом (или диоксидом кремния) – минералом, который обладает высокой прочностью и благодаря этому помогает сохранить окаменелости. Диоксид кремния является главным компонентом почти всех горных пород на Земле.

Горные породы на Марсе сформировались в период Нойской и Гесперийской эры – примерно три-четыре миллиарда лет назад. Последняя эра стала переходной: климат изменился с влажного и теплого на сухой и холодный. До этого озера в кратерах Красной планеты были полны воды, что могло поддерживать жизнь. Исследователи говорят, что камни с Марса с миллиардной историей должны сохраниться гораздо лучше, чем их каменные ровесники на Земле. Это связано с тем, что на Марсе не происходит тектонического движения плит – литосферных "слоёв", которые образуют кору некоторых планет.

Группа изучила исследования окаменелостей на Земле и оценила результаты лабораторных экспериментов, в которых были смоделированы марсианские условия, чтобы определить наиболее перспективные объекты на планете, с помощью которых можно исследовать следы древней жизни.

Их результаты могут помочь в следующей миссии NASA к Красной Планеты, которая будет посвящена поиску доказательств существования жизни. Маршрут «Марс 2020» космического агентства США соберет образцы горных пород, которые будут привезены на Землю для анализа. Аналогичная миссия, возглавляемая Европейским космическим агентством (ЕКА), также планируется в ближайшие годы. Последнее исследование пород Марса под руководством ученых из Эдинбургского университета также поможет в выборе посадочных площадок для будущих миссий. Также с помощью этого исследования возможно определить лучшие места для сбора образцов горных пород.

[Фото: Phys.org / NASA]