Ученые из марсианской программы НАСА считают, что в кратере Гейла давным-давно существовало озеро, потому что гора Шарпа (по утвержденной номенклатуре — гора Эолида), расположенная в его центре, сложена породами из озерных осадков. Ученые сделали вывод на основании снимков, переданных марсоходом Curiosity, сообщает сайт НАСА.

Загадка пика, торчащего на высоту 5,5 километров в центре кратера Гейла, давно занимала планетологов. Особенно интригующей была информация о слоистой структуре слагающих этот пик пород — на Земле слоистая структура горных пород нередко свидетельствует об их водном осадочном накоплении. С 6 августа 2012 года, когда марсоход Curiosity приземлился в кратере Гейла, аппарат обследовал уже 8 километров дна кратера и сейчас находится на подножии горы, названной в честь американского геолога Роберта Шарпа.

В ее нижней части обнажаются (так геологи подчеркивают, что горные породы выходят на дневную поверхность) слоистые породы мощностью 150 метров, аналогичные формации Мюррей в штате Оклахома, образовавшейся из озерных отложений каменноугольного периода. По аналогии с этой формацией, ученые предположили, что в кратер Гейла стекали реки, которые несли туда ил и песок. Дельты рек тоже обнаружил Curiosity, причем они наложены одни на другие.

Судя по наблюдениям марсохода, породы нижней части горы Шарпа сложены слоями озерных, речных и эоловых (ветровых) осадочных горных пород. Это значит, что в кратере Гейла существовало озеро, предположительно 3,5 миллиарда лет назад. Озеро время от времени высыхало и наполнялось вновь. Это еще одно доказательство, что некогда климат на Красной планете был влажный и достаточно теплый, чтобы там существовала жидкая вода. Мощность осадочных горных пород горы Шарпа указывает на то, что этот влажный период на Марсе длился миллионы, а может быть десятки миллионов лет, срок достаточный, чтобы зародилась и расцвела микроскопическая жизнь. До того, как климат на Марсе изменился, озеро успело наполнить осадками кратер Гейла почти доверху. Затем ветровая эрозия разрушила эти осадки по периметру кратера, оставив в центре горный пик.

Когда марсоход Curiosity заберется повыше, ученые смогут изучить контакты водных и эоловых осадочных слоев, понять, какие химические процессы проходили в воде озера во время высыхания, возможно, даже поймут, какой была атмосфера в это время.

Портал Научная Россия следит за миссией марсохода Curiosity в кратере Гейла и прогрессом в изучении Красной планеты. В частности, недавно выяснилось, что на Марсе есть железная руда, а Сушил Атрейя (Sushil Atreya), представитель научной группы марсохода Curiosity, со-руководитель программы изучения образцов с Марса (SAM), рассказал Научной России о том, почему нам важно исследовать Марс, но не переселяться на эту планету.

Image Credit: NASA/JPL-Caltech/MSSS