Гора на Марсе могла образоваться из речных осадков

Благодаря данным марсохода НАСА Curiosity ученые теперь почти уверены, что на месте кратера Гейла миллиарды лет назад существовало озеро. Со временем горные породы выветрились по периметру кратера, оставив в середине 5-километровый останец.

Ученые из марсианской программы НАСА считают, что в кратере Гейла давным-давно существовало озеро, потому что гора Шарпа (по утвержденной номенклатуре — гора Эолида), расположенная в его центре, сложена породами из озерных осадков. Ученые сделали вывод на основании снимков, переданных марсоходом Curiosity, сообщает сайт НАСА.

Загадка пика, торчащего на высоту 5,5 километров в центре кратера Гейла, давно занимала планетологов. Особенно интригующей была информация о слоистой структуре слагающих этот пик пород — на Земле слоистая структура горных пород нередко свидетельствует об их водном осадочном накоплении. С 6 августа 2012 года, когда марсоход Curiosity приземлился в кратере Гейла, аппарат обследовал уже 8 километров дна кратера и сейчас находится на подножии горы, названной в честь американского геолога Роберта Шарпа.

В ее нижней части обнажаются (так геологи подчеркивают, что горные породы выходят на дневную поверхность) слоистые породы мощностью 150 метров, аналогичные формации Мюррей в штате Оклахома, образовавшейся из озерных отложений каменноугольного периода. По аналогии с этой формацией, ученые предположили, что в кратер Гейла стекали реки, которые несли туда ил и песок. Дельты рек тоже обнаружил Curiosity, причем они наложены одни на другие.

Судя по наблюдениям марсохода, породы нижней части горы Шарпа сложены слоями озерных, речных и эоловых (ветровых) осадочных горных пород. Это значит, что в кратере Гейла существовало озеро, предположительно 3,5 миллиарда лет назад. Озеро время от времени высыхало и наполнялось вновь. Это еще одно доказательство, что некогда климат на Красной планете был влажный и достаточно теплый, чтобы там существовала жидкая вода. Мощность осадочных горных пород горы Шарпа указывает на то, что этот влажный период на Марсе длился миллионы, а может быть десятки миллионов лет, срок достаточный, чтобы зародилась и расцвела микроскопическая жизнь. До того, как климат на Марсе изменился, озеро успело наполнить осадками кратер Гейла почти доверху. Затем ветровая эрозия разрушила эти осадки по периметру кратера, оставив в центре горный пик.

Когда марсоход Curiosity заберется повыше, ученые смогут изучить контакты водных и эоловых осадочных слоев, понять, какие химические процессы проходили в воде озера во время высыхания, возможно, даже поймут, какой была атмосфера в это время.

Портал Научная Россия следит за миссией марсохода Curiosity в кратере Гейла и прогрессом в изучении Красной планеты. В частности, недавно выяснилось, что на Марсе есть железная руда, а Сушил Атрейя (Sushil Atreya), представитель научной группы марсохода Curiosity, со-руководитель программы изучения образцов с Марса (SAM), рассказал Научной России о том, почему нам важно исследовать Марс, но не переселяться на эту планету.

вода марс марсоход curiosity