Марсианская научная лаборатория (Mars Science Laboratory, сокр. MSL) — миссия NASA, в ходе выполнения которой на Марс был успешно доставлен и эксплуатируется марсоход третьего поколения Curiosity. Запуск состоялся 26 ноября 2011 года, посадка на планету — 6 августа 2012 года. Предполагаемое время работы по программе составило 686 земных дней, реальное время нахождения на орбите 739 дней. Сушил Атрейя (Sushil Atreya), представитель научной группы марсохода Curiosity, со-руководитель программы изучения образцов с Марса (SAM), рассказывает «Научной России» о том, почему нам важно исследовать Марс, но не переселяться на эту планету.

— Господин Атрейя, расскажите, как много времени потребовалось, чтобы подготовить Curiosity к запуску на Марс?

С момента, когда проект марсохода был официально одобрен NASA, прошло 10 лет, за которые он был построен. Но это только время, понадобившееся после официального разрешения, чтобы собрать сам марсоход. До этого мы занимались подготовкой компонентов марсохода. Это тянулось около 20 лет.

— Какова цель его работы на Марсе?

Миссия Curiosity — выяснить, есть ли на Марсе место, подходящее на роль потенциального места, где были микроорганизмы, в прошлом или сейчас. И это его основная цель, концепция проекта.

— Как была выбрана площадка для приземления Curiosity, почему именно рядом с вулканом Гейла? Почему не другой вулкан, например, Олимпус, чье извержение могло когда-то погубить Марс?

Мы выбрали кратер Гейла из большого списка из 65 мест, куда можно было приземлиться. Проектно-технической группе годились все 65 мест. У нас были некоторые ограничения, к примеру, по широте — 60 градусов к северу, 60 градусов к югу, по долготе точки приземления. Но в целом у нас было 65 удовлетворительных позиций.

Мы наблюдали кратер Гейла из космоса предварительно. Наблюдения показали, что в этом районе есть глинистые почвы. На Земле глинистые почвы позволяют предполагать, что на этом месте смесь земли, песка и биогенных веществ попала в воду. А потом, в свою очередь, осела и сформировала глины. И поэтому, увидев глинистые почвы, мы сказали: «Отличное место для посадки!» Но мы видели глину и в других местах, так что это был не единственный критерий. Мы также отметили эту гору в центре кратера. У подножия горы обнажены осадочные слои, и если вы посмотрите на них, то получите представление о геологической истории места. Так что это было очень привлекательное место: есть гора, к которой можно пойти, и она не очень далеко, роверу не нужно передвигаться на тысячу километров, всего только около десяти. Да и сам по себе этот район интересен, где есть глины, которые могут указывать на воду. Тут могут быть биогенные вещества, так что мы можем найти следы существования жизни в прошлом.

Еще раз, я хотел бы сделать акцент — миссия марсохода была именно в том, чтобы выяснить, есть ли вероятность существования жизни, а не найти ее. Если вы собираетесь искать собственно формы жизни, нужно искать органические остатки. Мы можем заняться этим позже, но для начала мы должны выяснить, возможно ли в принципе существование здесь жизни.

— Можете ли Вы подробнее рассказать, что марсоход способен делать?

Curiosity ищет разные вещи. Мы анализируем всю информацию, поступающую от него, чтобы понять, могла ли в этом районе появиться жизнь, микроорганизмы. Инструменты ровера делают замеры, способные дать нам представление о этом. Сейчас он двигается туда, где высока вероятность обнаружения органики. Органика будет там, где может быть тающий лед. Но на поверхности вы ее не найдете. Потому что всё, что на поверхности, облучается космической радиацией. А вулканические почвы окисляются на поверхности, так что нет, на поверхности вы органику не найдете. И тогда возникает желание пробурить лед.

Тут мы снова возвращаемся к геологии этих горных пород — как долго они были подвержены радиации? Посмотрите на обнаженные слои, находящиеся на нижних склонах Маунт-Шарп, куда мы направляемся. Там значительно больше возможность обнаружить органику, мы на это очень надеемся.

— Как долго Curiosity будет работать на Марсе?

В целом он закончил свою первоначальную миссию. Она была рассчитана, как мы предполагали, на два года, которые совсем недавно прошли. Но всё отлично работает.

Есть определенные ограничения на дальнейшую работу ровера, и мы не можем пользоваться всеми его инструментами. Но мы по-прежнему можем пользоваться некоторыми инструментами, так что надеемся, что марсоход еще поработает как минимум 5–10 лет. Даже если часть инструментов сломается, мы сможем работать с другими.

— Почему Вы выбрали Марс для собственных исследований?

Марс — лишь одно из моих направлений. Вообще я работаю в области формирования и атмосферы планет, а также изучения проблемы появления жизни на планетах. Поэтому Марс для меня очень интересен с этой точки зрения.

Но я изучаю все объекты Солнечной системы. И даже те планетные системы, которые обнаружены за пределами нашей. Я собираю информацию с Юпитера, Сатурна, Титана, так что работаю в разных программах. Но Марс очень интересен.

— Нужно ли нам терраформировать Марс, как Вы думаете?

Вы просите моего личного мнения? Не думаю, что нужно. Нам нужно исследовать Марс, понять, что он такое. Марс очень важная планета с точки зрения понимания того, как жизнь появилась где бы то ни было. А если мы начнем, знаете ли, заниматься терраформированием, планета изменится, и мы не сможем выяснить то, что хотели.

До определенной степени, впрочем, можно изменять планету. Но если говорить о колонизации Марса, не думаю, что это хорошая идея. Я уверен, впрочем, что многие люди думают иначе. Но Марс может так много нам дать. Только подумайте, какой он был планетой. В прошлом эта планета шла по тому же пути, что и Земля, получала тот же материал в процессе формирования, но затем их дороги разошлись. Так что нам очень нужно понять, как устроен Марс, это своего рода промежуточный этап. Хотя мы не знаем, какой Земля была в прошлом. Посмотрите на Венеру, это может быть будущее Земли.

Нужно изучать эти планеты, чтобы понять эволюцию Земли, куда она движется, что мы с ней делаем и т. д. В общем, я бы не портил никакую планету. Я хочу их исследовать, понимать, как Земля эволюционировала и что будет с ней дальше. Более того, это позволит нам понимать, на какой стадии развития находятся планеты вокруг других звезд.

— Какова миссия следующего марсохода? Программа 2020 года?

Вы имеете в виду Mars Sample Return (совместная миссия NASA и ESA, запланированная на 2020-2024 годы). Это миссия, цель которой — собрать образцы, которые будут доставлены на Землю следующим за ней аппаратом. Марсианская программа, запланированная на 2020 год, — ровер, который соберет эти камни, то есть отправится за ними, найдет, положит в определенное место, а затем следующим аппаратом они будут подхвачены и доставлены на Землю. Вот базовая концепция программы 2020 года.

Фото и видео "Научная Россия".