Группе исследователей во главе с микробиологом Райнером Мекенштоком (Rainer Meckenstock) из Центра Гельмгольца (Мюнхен) удалось обнаружить микроорганизмы, живущие в каплях воды объемом около одного микролитра, которые были извлечены из тринидадского озера Пич-Лейк — крупнейшего в мире резервуара природного асфальта. Их работа опубликована в последнем выпуске журнала Science

Ранее считалось, что экстремальная среда небесных тел Солнечной системы исключает возможность биологической жизни. Однако после открытия, сделанного на Тринидаде, наши представления об этом нуждаются в корректировке.

Live Science  приводит список из четырех мест в Солнечной системе, где встреча с инопланетной жизнью наиболее вероятна.

Титан

Сильнее всего воодушевит открытие в Пич-Лейк ученых, занимающихся поисками жизни на самом большом спутнике Сатурна. Во многих отношениях Титан похож на Землю больше прочих небесных тел Солнечной системы, но вместо воды его поверхность покрыта жидкими углеводородами.

Авторы исследования, опубликованного в Science, допускают наличие в метановых озерах Титана микроскопических капель водоаммиачного раствора. Выяснив, каким образом микробы выжили в каплях воды из озера Пич-Лейк, мы можем получить представление об адаптивных механизмах микроорганизмов Титана.

Марс

В конце XIX — начале XX века астроном Персиваль Лоуэлл популяризовал идею о том, что марсианские «каналы» были созданы разумными марсинами. «Каналы» оказались иллюзией — на изображениях, полученных в 1960-х и 1970-х годах аппаратами «Маринер» и «Викинг», нет ничего, кроме пустыни без каких-либо признаков цивилизации.

Жизнь на Марсе пока не обнаружена, но в его полярных шапках есть водяной лед, а почва на поверхности планеты содержит 2% воды, которая на Земле является необходимой средой существования всех форм жизни. Совсем недавно анализ образцов грунта, добытых марсоходом Curiosity, показал, что миллиарды лет назад, когда климат Марса был гораздо влажнее и теплее, там вполне могли обитать микроорганизмы.

Европа

Если вода — необходимая среда для всего живого, то поиски инопланетной жизни неизбежно приведут исследователей на Европу. Считается, что этот спутник Юпитера под толстой коркой льда скрывает целый океан жидкой воды. В последние годы живые микроорганизмы были обнаружены в глубинах замерзшего озера в Антарктиде и на дне Марианской впадины, и теперь Европа больше не представляется самым непригодным местом для жизни.

В ближайшее время NASA планирует отправить к Европе зонд, одна из задач которого — исследование облаков водяного пара в районе южного полюса спутника с целью обнаружения признаков жизни.

Энцелад

Как и на Европе, на спутнике Сатурна Энцеладе под поверхностью есть огромный водоем. Ученые надеются исследовать его без бурения льда, толщина которого достигает 40 км. Месяц назад межпланетный зонд Cassini обнаружил у южного полюса Энцелада более ста гейзеров, из которых вырываются водяной пар и лед. Если эта вода происходит из подземного океана, то в будущем космическим аппаратам не нужно будет совершать посадку на поверхность — для того чтобы получить сведения о составе вещества, достаточно будет пролететь над гейзерами.

Фото: NASA/JPL-Caltech/ASI/Cornel