Генетики ВНИИФ создали систему ДНК-тестов для поиска болезней картофеля

Тесты помогут производителям картошки защитить урожай от трех десятков самых опасных и заразных патогенов

Генетики из России создали удобную, долгоживущую и дешевую систему ДНК-тестов, позволяющую быстро найти следы трех десятков наиболее вредоносных болезней картофеля. Она уже была применена в регионах России для широкомасштабной проверки посадок, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу РНФ.

"Благодаря специальной технологии стабилизации и иммобилизации реагентов, срок годности готовых матриц при комнатной температуре составляет 3–6 месяцев, что существенно выше, чем у известных мировых аналогов", – рассказывает Наталия Стацюк из НИИ фитопатологии в Больших Вяземах.

Помимо колорадского жука, картошке угрожают и другие, менее заметные и при этом более опасные вредители и патогены. Многие из них начинают уничтожать картофель практически сразу после его посадки, однако их зачастую нельзя обнаружить до сбора урожая или массовой гибели растений.

Яркий пример этого – знаменитая фитофтора, грибок Phytophthora infestans, уничтожающая клубни картофеля и почти не проявляющая себя до того, как урожай начнет массово гнить еще в грунте или через несколько недель после сбора.

Бактериальные и вирусные инфекции еще опаснее – с ними, как правило, невозможно бороться после заражения растения, из-за чего их ранняя диагностика и ликвидация давно стала главной проблемой для фермеров.

Стацюк и ее коллеги решили эту задачу, создав относительно удобный набор тестов, который поможет производителям картошки защищать свой урожай от трех десятков самых опасных и заразных патогенов, потратив на это всего два часа времени.

Для его использования, как отмечают ученые, не нужны специальные лаборатории и дорогостоящие реагенты. Достаточно подготовить образцы анализируемой картошки и залить их в специальные лунки, наполненные ферментами, распознающими обрывки генома фитофторы, бактерий и вирусов и затем просканировать их при помощи портативного анализатора ДНК.

"Для проведения анализа нужно только выделить ДНК из образцов, нанести ее в лунки, установить матрицу в микрочиповый амплификатор и запустить процесс. Анализ происходит в автоматическом режиме и занимает около получаса. По завершении работы система сообщает, какие именно патогены были обнаружены", — продолжает генетик.

Как отмечает пресс-служба Российского научного фонда, эти тесты уже испытали на практике. Используя подобные наборы реактивов, ученые провели масштабную проверку фитосанитарного состояния картофельных полей на присутствие сразу 15 патогенов в дюжине регионов России.

Эти наблюдения раскрыли несколько интересных особенностей, связанных с распространением этих болезней по стране. К примеру, они оказались распределены крайне неоднородно – следы микробов, грибков и вирусов были найдены всего в 8% образцов в Московской области, тогда как больше половины картошки, собранной в Тверской области, была заражена хотя бы одной болезнью.

Аналогичный разброс присутствовал и в том, как часто встречались разные патогены. Ожидаемым образом, чаще всего картофель поражала фитофтора – ее следы были найдены в 33% образцов и во всех областях, тогда как бактерии вида Dickeya dianthicola и вирус PMTV встречались лишь в единичных уголках страны.

Эту систему, по словам ее создателей, можно применять не только для защиты урожая, но и проверки качества импортируемых овощей. Вдобавок, подобные тесты помогут фермерам подобрать оптимальный сорт картошки, стойкий к действию тех патогенов, которые присутствуют в их областях и районах.

днк-тест картофель патогены картофеля