Физики МГУ работают над созданием квантового телефона

Ученые физического факультета МГУ работают над созданием «квантового телефона» - устройства, обеспечивающего прямой квантовый канал обмена информации между абонентами, сообщает пресс-служба МГУ имени М.В. Ломоносова. В лаборатории квантовых оптических технологий физического факультета МГУ успешно ведутся исследования в области квантовых вычислений и квантовой связи.

Квантовые технологии позволяют реализовать принципы абсолютно защищенной квантовой сети, они могут широко применяться в сфере безопасности и для обеспечения защиты банковских операций от взлома и мошенничества. Разговор с помощью такого устройства будет абсолютно защищенным от возможного перехвата или «подслушивания»: «Практическая ценность состоит в том, что два (или более) абонента могут разговаривать или обмениваться сообщениями так, что гарантированно, их никто не сможет подслушать.» – рассказал руководитель проекта, профессор кафедры квантовой электроники Сергей Павлович Кулик.

Абсолютную защищённость обеспечивает разработанное физиками МГУ оборудование, обеспечивающее распределение симметричных криптографических ключей по квантовому каналу в автоматическом режиме при подключении к действующим волоконно-оптическим линиям:«"Телефоны" должны быть дополнительно соединены оптоволокном, по которому передаются квантовые состояния света - именно из этих состояний и вырабатываются секретные ключи, которыми шифруется оцифрованный сигнал человеческой речи.» – добавил учёный.

Создание «квантового телефона» - первый этап проекта по созданию первой в России университетской квантовой сети. Проект включён в Программу развития Московского университета. В перспективе такие «квантовые телефоны» появятся во всех подразделениях МГУ.

квантовый телефон физический факультет мгу