«Великая Отечественная война: страницы истории" — ежедневная рубрика, посвященная памяти о людях, событиях и судьбах, вписанных в летопись самой трагической и героической главы XX в. В коротких эссе мы вспоминаем не только фронтовые подвиги, но и повседневную жизнь в тылу, голос времени, звучащий в документах, письмах и личных историях.
Последний довоенный выпуск, воздушные тревоги, эвакуация в Ташкент и учеба в пути — академия не прекращала работу ни на день и готовила офицеров для Красной армии даже в самых трудных условиях.
Конец мая 1941 г. В Военной академии им. М.В. Фрунзе — очередной торжественный выпуск слушателей. Никто не знает, что он окажется последним перед войной. Выпускники отправляются к месту назначения, а остальные курсы — на летние лагерные сборы в разные округа.
Слушатели академии Герои Советского Союза (слева направо): капитан М.В.Новиков, гв. лейтенант И.А.Горшков, капитаны А.И.Рыжков, Г.Е. Низматдулин, К.Т.Першин, майор Г.К.Мадоян. 1943 г.
22 июня положило конец размеренной академической жизни. По распоряжению Генштаба слушатели академии должны немедленно вернуться из округов в Москву. Второй курс, который находился в Белоруссии, попал в окружение. Выходя из него с боями, многие погибли. Среди них — Герой Советского Союза, герой Хасана майор Дорофей Тимофеевич Левченко.
В первые дни войны академия превращается в военный лагерь. Назначения в действующую армию ждут 3 тыс. командиров академии. Провожают на фронт слушателей старших курсов, многих преподавателей.
В августе 1941 г. начальником академии становится генерал-лейтенант Николай Андреевич Веревкин-Рахальский. Он готовит новый план подготовки командного состава, предполагающий, что слушатели в сжатые сроки должны получить максимум знаний. Частые воздушные тревоги нарушают учебный процесс. Начальник академии вместе со слушателями ночами дежурит на крыше.
Эвакуация и мобилизация: Военная академия им. М.В. Фрунзе
Кроме занятий в академии, под Москвой проводятся командно-штабные учения. Однажды во время таких занятий в районе Мытищ Н.А. Веревкин-Рахальский услышал команду: «Руки вверх!» Из кустов показались люди с охотничьими ружьями, пистолетами и даже вилами. Оказывается, председатель сельсовета получил донесение, что немецкие парашютисты в красноармейской форме обследуют местность. Николай Андреевич показал председателю удостоверение личности и поблагодарил за бдительность…
В тревожные октябрьские дни правительство принимает решение об эвакуации академии в Ташкент. Накануне по приказу начальника Генштаба Б.М. Шапошникова в тыл отправлена ценная литература из академической библиотеки. Академия находилась в пути 20 суток, и почти ежедневно шли занятия.
Слушатели на занятиях по тактике. 1943 г.
Академии отводят здание Высшей партийной школы, и уже через три дня возобновляется учебный процесс. Вскоре в академии открываются еще пять ускоренных курсов, на которые поступают те, кто уже побывал в боях с фашистами.
Рабочий день преподавателей длится по 12–14 часов. В кратчайшие сроки пересматриваются довоенные тактические взгляды, изучается опыт современной войны, создается новая эффективная методика обучения. Многие слушатели по окончании курса говорят: «Мы теперь удивляемся, как без знания всех этих дисциплин до сих пор воевали».
Академия не только не стала «нахлебником» для Ташкента, организовав подсобное хозяйство и регулярно выезжая на охоту, но и сама стала оказывать помощь городу, участвуя в строительстве Северного Ташкентского канала. Когда академия в феврале 1943 г. возвращалась в Москву, она везла с собой красное знамя, врученное ташкентцами в знак благодарности за участие в этом важном для города деле.
Весной 1943 г. Военная академия им. М.В. Фрунзе вернулась в Москву в свое родное здание на Девичьем поле. Перед академией встали новые задачи, началась новая перестройка учебного процесса.
В материале использованы фотографии из альбома, посвященного 50-летию Военной академии им. М.В. Фрунзе. Из личного архива семьи генерал-лейтенанта Н.А. Веревкина-Рахальского.