Олицетворение просвещенного века, первая и единственная женщина в России — президент Российской академии наук, мемуаристка и соратница Екатерины II. Все это о ней — о княгине Екатерине Романовне Дашковой. Влиятельная женщина задала вектор развития российской науки и вместе с первыми академиками вывела ее на мировой уровень. О Дашковой сказано немало, однако историки узнают все новые и новые подробности из жизни Екатерины Романовны…
Екатерина Романовна — представительница древнего дворянского рода Воронцовых. В детстве после скорой смерти матери Екатерина жила в семье дяди Михаила Илларионовича Воронцова, который вскоре стал канцлером Российской империи. Именно здесь в загородном имении юная Катя зачитывалась книгами из большой библиотеки дяди, знакомилась с представителями элиты русского общества, гостившими у Воронцова, в том числе с женой наследника престола, будущей Екатериной II. Спустя годы Екатерина Дашкова с мужем, братьями Орловыми и офицерами Измайловского гвардейского полка приняла участие в свержении Петра III и провозглашении на трон его жены Екатерины Алексеевны.
Соучастница переворота
После замужества с князем Михаилом Дашковым Екатерина отправляется вначале в Москву, а затем и в столичный Санкт-Петербург. Здесь чету Дашковых представили императору Петру III. Дружба двух Екатерин возобновилась. Поэтому во время дворцового переворота 1762 г. Дашкова оказалась в числе тех, кто поддержал будущую императрицу. В награду Екатерина Романовна получила 24 тыс. рублей, орден Святой Екатерины и титул статс-дамы. Считается, что Дашковой достались и земли, которые, правда, оказались бедными и особой ценностью не обладали. Но организаторские способности и собственные средства Дашковой позволили возродить неблагоприятные районы, что огорчило Екатерину II, отношения с которой дали трещину.
Возможной причиной стало то, что императрица считала, будто подруга слишком преувеличивает свою роль в перевороте. Так, Екатерина II писала, что Дашкова взаимодействовала лишь с офицерами низшего звена и не имела настоящих сведений о планах заговорщиков. Дашкова, в свою очередь, вспоминала в «Записках», что именно благодаря ей на сторону Екатерины перешли аристократы и главные сановники.
Между тем сами «Записки» нельзя считать достоверным источником. По мнению исследователя Екатерининской эпохи О.И. Елисеевой, записи Дашковой нуждаются в самой тщательной проверке. Так, ученая приводит пример воспоминания встречи двух Екатерин накануне переворота. Будущая императрица предстает здесь пассивным участником, тогда как Дашкова приписывает себе решение о дальнейших действиях. Сама императрица нигде не упоминала о подобной встрече. И в целом, как замечает О.И. Елисеева, «Записки» Дашковой показывают не реальные события, а лишь видение автора. Поэтому этот источник скорее литературный, чем исторический.
Во главе двух академий
В 1775 г. Екатерина Дашкова отправляется в Европу на семь лет. В Эдинбургском университете в это время учился ее сын. Княгиня же путешествовала и знакомилась с выдающимися людьми той эпохи: физиком Джозефом Блейком, экономистом Адамом Смитом, историками Уильямом Робертсоном и Адамом Фергюсоном и др.
Знакомства и интересные события Дашкова описывала в письмах к Екатерине II. И в 1782 г. состоялась их встреча в Петербурге. Несмотря на разногласия, которые случились ранее, встреча двух Екатерин прошла хорошо. И уже в следующем году Екатерина Дашкова назначается директором Императорской академии наук. Академическое сообщество приветствовало это решение, а сама Е.Р. Дашкова продолжила дело М.В. Ломоносова по созданию передовой отечественной науки. Коллектив ученых академии наук становится влиятельной общественной силой.
Дашкова привела в порядок библиотеку, типографию. В годы ее руководства значительно увеличился численный состав академиков. Благодаря княгине-директору появились переводы лучших произведений иностранной литературы, начались публичные чтения лекций академиков, а академия получила главное здание по проекту знаменитого архитектора Джакомо Кваренги.
Но почему Екатерина Дашкова считается директором двух академий? В 1783 г. княгиня предложила императрице идею создания Российской академии для изучения русского языка и русской литературы с целью прославления богатства и широты русского языка, его обогащения и очищения. Почти сразу вторая академия под руководством Дашковой принялась за издание Академического словаря. К работе привлекались именитые писатели XVIII в.: Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, В.Р. Болтин, И.И. Лепехин и профессор Московского университета, ученик М.В. Ломоносова A.A. Барсов.
«Словарь Академии Российской» по праву можно считать масштабным научным трудом эпохи Просвещения. А.С. Пушкин писал: «Полный словарь, изданный Академией, принадлежит к числу тех феноменов, коими Россия удивляет внимательных иноземцев: наша, без сомнения, счастливая судьба во всех отношениях есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем не веками, а десятилетиями» (Пушкин A.C. Полн. собр. соч. М., 1949. Т. 12. С. 41).
Работу Дашковой как главы академии наук высоко оценили не только отечественные, но и зарубежные современники. Ее избрали членом Стокгольмской, Дублинской, Эрлангенской академий, Берлинского общества любителей природы и философского Филадельфийского общества. Неслучайно А.И. Герцен дал такую оценку Дашковой: «В Дашковой чувствуется <...> что-то сильное, многостороннее, деятельное, петровское, ломоносовское...» (Герцен А.И. Княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Записки 1743–1810. С. 210).
Коллекционер
Во время путешествия в Европу Дашкова познакомилась в том числе с Вольтером, Дени Дидро, Этьеном Морисом Фальконе, королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом II, которые оказали на нее влияние как на собирателя предметов искусства. Княгиня приобретала минералы, гравюры, картины для собственной коллекции. К началу XIX в. коллекция Дашковой и ее брата А.Р. Воронцова насчитывала около 300 работ.
К концу жизни Екатерина Дашкова передала в дар Московскому университету целый «кабинет натуральной истории и других редкостей». За 30 лет коллекция наполнилась 15 тыс. предметов, среди которых были минералы, чучела животных, окаменелости, сухоцветы, плоды и слепки. Будучи выдающейся личностью XVIII в., Екатерина Романовна не только способствовала развитию Просвещения, но и продолжила традицию женского коллекционирования в России.
Такая разная Дашкова
Екатерина Дашкова безусловно была влиятельной женщиной своего времени. Современники при этом дают неоднозначные оценки ее личным качествам. Императрица, например, неоднократно называла свою подругу «бой-бабой с замашками принцессы», а А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» пишет о Дашковой следующие строки:
Не дай мне бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в желтой шале
Иль с академиком в чепце!
Пушкин, конечно, иронизирует, но при этом в первой главе отдает дань уважения Дашковой и членам академии за изучение русского языка и литературы:
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический словарь.
Гостившая у княгини в начале XIX в. молодая ирландка Кэтрин Уилмот (Вильмот) замечала: «Она настолько оригинальна и сложна, что результатом [характеристики] явится описание клубка противоречий человеческой натуры... Рассмотрение отдельных черт не даст никакого представления об их совокупности. Княгиня переменчива, как погода, в душе ее собраны воедино волнующиеся океаны и разрушительные огнедышащие вулканы, дикие пустыни и скалы».
В настоящее время сложно сказать, какой в действительности была Екатерина Дашкова. А о гранях ее личности мы можем узнать лишь по субъективным оценкам современников и историческим исследованиям. Но, несмотря на это, в нашем распоряжении остались реальные свидетельства дел княгини. Дел, достойных единственной женщины — главы двух академий.
Фото в тексте и на главной странице: Д.Г. Левицкий. Портрет княгини Е.Р. Дашковой. 1784 г. Музей Хиллвуд, Вашингтон. Источник: Wikipedia / Hillwood
Источники:
Галинская И.Л. Княгиня Екатерина Дашкова // Вестник культурологии. 2004. № 4.
Неелов М.М. Княгиня Дашкова — выдающаяся женщина России // ОНВ. 1998. № 3.
Крыкова И.В., Семина В.С. Великие просветительницы в культурном пространстве России XVIII века (Екатерина II и Екатерина Дашкова) // Аналитика культурологии. 2007. № 8.
Рубцова Е.В. Общественная, просветительская и публицистическая деятельность Екатерины Дашковой в России ХVIII века // КНЖ. 2020. № 1 (30).
Забабурова Н.В. Пушкин и «Академик в чепце»: к 270-летию со дня рождения княгини Екатерины Романовны Дашковой // Научная мысль Кавказа. 2013. № 3 (75).
Зеленова С.А., Каширина В.В. Е.Р. Дашкова как коллекционер эпохи просвещения // Universum: филология и искусствоведение. 2022. № 1 (91).
Елисеева О.И. Игры памяти. Проблема достоверности в «Записках» Е. Р. Дашковой // Историческое обозрение. 2013. № 14.