Ученые ФИЦ Биотехнологии РАН провели молекулярную диагностику иконы XVI века «Сошествие во ад» из Государственной Третьяковской галереи. Объект искусства хранится в благоприятных музейных условиях, однако комбинация современных методов позволила идентифицировать невидимые глазу жизнеспособные единичные споры и гифы микроскопических грибов непосредственно на темперной поверхности иконы, что может привести к их развитию в случае нарушения температурно-влажностного режима. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда, опубликованы в журнале Heritage: спецвыпуск  Restoration and Conservation.

Внешний фасад соборной старообрядческой церкви Успения Пресвятой Богородицы, Москва: 1910–1917 гг., https://pastvu.com/p/2192143. В настоящее время — в 1950-х годах церковь была переоборудована в жилое помещение, сохранились только бывший алтарь церкви и угловые колонны. Источник: ФИЦ Биотехнологии РАН

Внешний фасад соборной старообрядческой церкви Успения Пресвятой Богородицы, Москва: 1910–1917 гг., https://pastvu.com/p/2192143. В настоящее время — в 1950-х годах церковь была переоборудована в жилое помещение, сохранились только бывший алтарь церкви и угловые колонны. Источник: ФИЦ Биотехнологии РАН

 

Объекты культурного наследия могут подвергаться различным типам биоповреждения. Причиной этого зачастую являются микроскопические грибы, питающиеся материалами, из которых состоят предметы искусства. И если последствия биопоражений можно наблюдать невооруженным глазом, то определить виновников этих разрушений без специальных научных исследований невозможно. На помощь хранителям музейных ценностей приходят ученые, которые изучают микроскопических обитателей и определяют их способность к деструкции живописных материалов.

Темперная живопись, выполненная на дереве с применением разнообразных органических и неорганических материалов, представляет наиболее благоприятную среду для размножения таких микроорганизмов-деструкторов. Именно в технике яичной темперной живописи была написана икона XVI века «Сошествие во ад», которая стала объектом исследования ученых группы генетической инженерии грибов ФИЦ Биотехнологии РАН под руководством с.н.с. Александра Жгуна.

Икона поступила в Государственную Третьяковскую галерею из соборной старообрядческой церкви Успения Пресвятой Богородицы в районе Апухтинка (ныне Новоселенский переулок, Москва) после ее закрытия в 1936 году. Визуальный осмотр лицевой стороны иконы показал потемнение защитного лакового покрытия, а также многочисленные трещины и сколы красочного слоя. В левой части иконы наблюдался большой участок с «поседением» пигментного слоя и образованием белесых включений неизвестного генеза.

Карта отбора проб с иконы «Сошествие во ад». Источник: ФИЦ Биотехнологии РАН

Карта отбора проб с иконы «Сошествие во ад». Источник: ФИЦ Биотехнологии РАН

 

Для определения природы повреждений в марте 2024 года ученые ФИЦ Биотехнологии РАН отобрали 10 микробиологических проб с поверхности иконы. В лабораторных условиях, используя различные подходы для определения микробиологического состояния иконы, ученые показали, что так называемое «поседение» защитного верхнего покрытия не является биологическим. Возможно, это старение жирных кислот, которые вышли на поверхность после покрытия олифой во время поновления иконы в предыдущие годы.

Однако в другой зоне полотна иконы были выявлены незначительные количества грибов-деструкторов темперной живописи – Syncephalastrum sp. STG-160 и Cladosporium sphaerospermum STG-161, распространение которых может усугубиться в случае возникновения нештатных ситуаций при хранении или транспортировке.

Дальнейшие исследования ученых были связаны с определением разрушающей активности обнаруженных микроорганизмов. Они проводились на специально созданных макетах с современными аналогами художественных материалов, используемых в темперной живописи XVI века.

Результаты проведенных исследований показали, что некоторые пигменты были более подвержены разложению, чем другие. Так, охра, часто используемый пигмент в реставрационной практике, является наиболее разлагаемым материалом среди всех протестированных пигментов для Syncephalastrum sp. STG-160, в то время как Cladosporium sphaerospermum STG-161 разлагал его медленнее. Акварельный чёрный пигмент (комплекс: марена, жжёная берлинская лазурь и сажа) под действием STG-160 разрушался немного медленнее, чем охра. Кобальтовый зелёный значительно подавил развитие STG-160 и полностью предотвратил рост STG-161, скорее всего, из-за присутствия ионов тяжелых металлов в пигменте.

«В дальнейших исследованиях мы планируем расширить палитру пигментов и связующих материалов для детального анализа способности обнаруженных микроорганизмов к деструкции. Кроме того, важно найти эффективное средство для борьбы с этими грибами и профилактической обработки иконы. Учитывая тот факт, что при длительном применении микроорганизмы могут вырабатывать устойчивость к традиционным антисептикам, таким как Катамин АБ, необходимы исследования новых биоцидов», – рассказала руководитель проекта РНФ Дарья Авданина, с.н.с. группы генетической инженерии грибов ФИЦ Биотехнологии РАН.

 

Источник информации и иллюстраций: ФИЦ Биотехнологии РАН