На территории Венесуэлы палеонтологи впервые обнаружили останки динозавра, возраст которых составляет не менее 200 млн лет — это самое начало юрского периода. Новый вид динозавров получил имя Laquintasaura venezuelae. Как предполагают палеонтологи, лаквинтазавр — это один из самых древних представителей своей группы, живший на Земле, когда динозавры еще только начинали свой путь к глобальному господству. Лишь спустя 30 тыс. лет они достигли распространения по всем континентам.

Это особенно интересно в связи с тем, что эпоха динозавров началась спустя 500 тыс. лет после одного из пяти глобальных вымираний живых существ на планете — Триасового вымирания, считает автор открытия, палеонтолог из Музея естественной истории в Лондоне Пол Барретт (Paul Barrett). «Во многих отношениях это вымирание стало для динозавров серьезным подспорьем, поскольку устранило ряд других групп рептилий, которые, возможно, являлись их конкурентами», — поясняет Баррет в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Лаквинтазавры были небольшими двуногими рептилиями с  общей длиной тела не более метра и высотой не более 30 см. У них были очень своеобразные по строению зубы, указывающие на то, что эти ящеры отличались всеядностью.  «Зубы очень необычны, высокие и узкие, треугольной формы и слегка загнутые назад, с грубыми зубцами и тонкими гребнями, — указывает Пол Баррет. — Такое сочетание признаков не встречается ни у одного другого динозавра. Треугольная форма и грубые зубцы указывают на растительную диету, но пропорции и изогнутость напоминают зубы плотоядных ящеров. Возможно, Laquintasaura могла охотиться на мелкую добычу, например, крупных насекомых».

Несмотря на малый размер, лаквинтазавры, по мнению ученых, принадлежат к отряду так называемых птицетазовых динозавров или орнитисхий и приходятся далекими предками таким гигантам, как игуанодоны, стегозавры и цератопсы.

Очень интересным фактом является то, что в одном месте были обнаружены остатки сразу четырех особей Laquintasaura, причем, судя по всему, они погибли одновременно по неизвестным причинам. Ученые предполагают, что эти животные вели стадный образ жизни и жили совместно по правилам примитивного социума. До сих пор сложное социальное поведение представителей птицетазовых рептилий было установлено лишь начиная с поздней юры, спустя десятки миллионов лет после времени жизни лаквинтазавров. «Для нас было большой неожиданностью, что эти динозавры жили стадами. По-прежнему мы располагаем слишком небольшим количеством доказательств в пользу социальной активности динозавров, но те, что имеются, вполне убедительны», — сообщает Пол Барретт.

Примечательно, что лаквинтазавры, судя по характеру горных пород, из которых были добыты останки, жили в своеобразном оазисе, зоне благоприятного климата, отделенном от других регионов обширными пустынями. Возможно, эти пустыни препятствовали появлению в этом убежище крупных животных, что способствовало выживанию лаквинтазавров. Однако вместе с их скелетами ученые встретили здесь свидетельства обитания здесь и других настоящих динозавров — несколько зубов, по которым можно установить лишь плотоядность этих загадочных существ.

Изображение: TomopteryxCC BY-SA 4.0Wikimedia Commons