Российские ученые открыли самых древних представителей насекомых-дербид в меловом бирманском янтаре возрастом около 100 млн лет. В статье, опубликованной в Русском энтомологическом журнале, описано два рода и три вида мелких примитивных дербид: Derbachile hochae, Derbachile aschei и Achiderbe obrienae.

В джунглях до сих пор можно увидеть крохотных «эльфов» небесно-голубого оттенка с нереально длинными крыльями и похожими на вытянутые ушки усиками. Так выглядят некоторые из самых необыкновенных цикадок – дербиды, родственники фонарниц.

Ископаемые дербиды известны в балтийском (эоцен) и доминиканском (миоцен) янтаре и некоторых других осадочных формациях кайнозоя.

«Нам удалось открыть самых древних представителей семейства в меловом бирманском янтаре возрастом около 100 миллионов лет», – говорит один из авторов исследования Дмитрий Щербаков, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН. – «Найдено два рода и три вида очень мелких и примитивных дербид, которые уже приобрели увеличенные усики, узкое лицо и другие характерные признаки. Новые виды получили имена в честь известных специалистов по цикадкам – Лоис О’Брайен, Ханнелоры Хох и Манфреда Аше (Lois O’Brien, Hannelore Hoch, Manfred Asche)».

Крылатые дербиды высасывают сок растений, обычно древесных однодольных – например, пальм, а их личинки питаются грибками под гнилыми колодами или в лесной подстилке. Вероятно, такой же образ жизни вели дербиды и в дебрях меловых тропиков, где к тому времени уже существовали разнообразные цветковые растения, в том числе пальмы.

Публикация: Emeljanov A.F., Shcherbakov D.E. The first Mesozoic Derbidae (Homoptera: Fulgoroidea) from Cretaceous Burmese amber // Russian Entomol. J. 2020. V. 29. P. 237–246. DOI: 10.15298/rusentj.29.3.02

Источник: Палеонтологический институт им. А. А. Борисяка РАН

Слева направо: Фото 1, Фото 3.

Иллюстрации:

1. Derbachile hochae – дербида из мелового бирманского янтаря
  2. Современные дербиды Mysidia sp.?, Эквадор (в шапке текста)
  3. Современная дербида Proutista moesta, Индонезия