Источник фото - ru.123rf.com

В рамках проекта «Междисциплинарное изучение современных миграций: новые аналитические подходы», в рабочую группу которого входят представители исторического, географического, юридического факультетов и факультета психологии Московского университета, разработаны материалы, посвященные анализу влияния посещения детского сада на развитие дошкольников в возрасте 4–6 лет. Результаты опубликованы в журнале Frontiers. 

Исследовательский коллектив историков, географов, психологов и юристов МГУ имени М.В. Ломоносова реализует совместный проект «Междисциплинарное изучение современных миграций: новые аналитические подходы». Работа ведется в рамках межфакультетской проектной деятельности в рамках Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия» при поддержке Программы развития МГУ, проект № 23-Ш02-11 под научным руководством заместителя декана, руководителя лаборатории истории диаспор и миграций исторического факультета МГУ Оксаны Солоповой и заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александра Вераксы.

На данный момент почти 6 миллионов детей в Российской Федерации посещают детский сад. Однако многие родители сомневаются, будет ли это полезно для ребенка.

«Действительно, дополнительные занятия, такие как музыка и спорт, а также домашняя среда способствуют когнитивному и эмоциональному развитию ребенка, однако среда детского сада уникальна и также может оказывать положительное влияние на развитие детей», – говорит Александр Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ.  

«В связи с этим в проведенном исследовании мы хотели проанализировать, каким образом среда детского сада влияет на развитие дошкольников в детском саду», – добавляет Оксана Солопова, заведующий лабораторией истории диаспор и миграций исторического факультета МГУ.

Исследователи показали, что дошкольники в возрасте 4–6 лет, более года посещавшие группу детского сада, в которой отмечается более высокое качество взаимодействия воспитателя и ребенка, лучше выполняли задания на запоминание и лучше были способны сдерживать свои поведенческие импульсы по сравнению с теми, кто посещал группу менее года.  

Важным результатом исследования оказалось отсутствие значимых различий в когнитивном развитии детей, посещавших детский сад менее года в независимости от того, какое качество взаимодействия воспитателя и ребенка было в этой группе. 

«Для когнитивного развития ребенка важна не только сама среда, но и готовность ребенка к восприятию условий этой среды. Прежде чем взаимодействие педагога и ребенка начнет играть роль в когнитивном развитии детей, ребенок должен адаптироваться к условиям детского сада и педагогам», – отмечает Анастасия Якушина, преподаватель кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ. 

Таким образом, результаты исследования демонстрируют, что позитивное влияние среды детского сада на развитие дошкольников возможно только при систематическом и регулярном его посещении. 

Полученные результаты могут помочь родителям в принятии решения о записи ребенка в детский сад.

 

Информация предоставлена пресс-службой МГУ

Источник фото: ru.123rf.com