15 ноября отмечается Всемирный день вторичной переработки отходов. История этого дня начинается с 1997 года, тогда в США впервые был организован национальный День вторичной переработки, после чего, постепенно, эту инициативу подхватили и другие страны, в том числе Россия.
Часто люди покупают что-то в магазине под влиянием акций, моды на что-либо или вдруг настигнувшего желания, а вещи, быстро став негодными, устаревшая техника, пластиковые бутылки отправляются на свалки. Чтобы избежать переизбытка мусора на планете, люди, как правило, его сжигают, но есть альтернативы. Одна из них – уменьшение "потребительских аппетитов", покупка вещей, которые будут служить не единожды (например, многоразовые стаканчики, термосы, сумки-авоськи) а другая: отправить всё, что перерабатывается не на свалку, а в пункты приёма вторсырья, вдохнув в них новую жизнь.
Но, если переработка таких отходов, как макулатура, пластик, стекло и другие бытовые отходы это как минимум, экологично, экономически выгодно и даже в некоторой мере популярно, то есть и другие отходы, переработка которых не так однозначна. Например, переработка токсичных отходов, той же ртути, которые при высоких температурах негативно сказываются на окружающей среде.
Мы спросили у Анны Сергеевны Макаровой, доктора технических наук, профессора кафедры ЮНЕСКО «Зелёная химия для устойчивого развития» РХТУ им. Д.И. Менделеева, лауреата премии Правительства РФ в области науки и техники «За разработку и внедрение научных основ для создания национальной системы безопасного обращения химической продукции» о вторичной переработке таких отходов:
«Рециклинг химических веществ, входящих в состав ряда отходов и возвращение их в оборот, может быть далеко не таким однозначным с точки зрения эколого-экономической эффективности процессом, как кажется на первый взгляд. Возьмем, например, ртуть. Что такое ртутьсодержащие отходы все более или менее себе представляют, это лампы, медицинские термометры, батарейки и другие приборы, используемые в быту и промышленности. И, на первый взгляд, кажется правильным при утилизации ртуть из таких отходов, извлечь, очистить и снова пустить в хозяйственный оборот. Из ламп, в которых содержится ртуть, медицинских термометров мы можем её извлечь, благо, это не сложно, ртуть легко испаряется: мы разбиваем термометр, испаряем ртуть, конденсируем и получаем чистую ртуть. Но тут все не так однозначно. Любой технологический процесс, как и процесс использования сопровождается какими-то потерями опасных веществ в окружающую среду, может быть и очень незначительными, но существующими. Кроме того, термометры и лампы иногда бьются или ломаются и в результате этого тоже какое-то количество ртути попадает в окружающую среду. Это важно? Как оказалось да… Было выявлено, что человечество итак «навыпускало» слишком много ртути в атмосферу и воду, а ртуть в воде и атмосфере - это не самое полезное вещество, потому что в значительных количествах оно негативно воздействует на центральную нервную систему. В больших дозах – это болезнь Минаматы, болезнь, во многом похожая на ДЦП. В малых дозах ртутные пары в первую очередь действуют на детей – снижение интеллекта. В регионе, где относительно большое содержание ртути в атмосфере, дети рождаются чуть-чуть менее умные, со сниженным IQ, чем дети, которые родились там, где содержание паров ртути в атмосфере было чуть-чуть ниже. Понятно, что всё относительно, кто-то гений, кто-то нет, но есть чёткая корреляция, которую рассчитала ВОЗ между умственным развитием детей и содержанием ртути в атмосфере. Соответственно, если мы возвращаем ртуть в оборот, мы этот риск увеличиваем. Тогда вопрос: стоит ли это того? Опасность поступления ртути из приборов и т.п. настолько велика, что человечество приняв Минаматскую конвенцию о ртути решило отказаться от их использования к 2025 году.
Учитывая вышеизложенное, наша кафедра в рамках концепции «Зеленой химии» занимается переработкой ртутьсодержащих отходов, но мы не пытаемся получить чистую ртуть и вернуть ее в оборот, мы работаем над ее стабилизацией в составе ртутьсодержащих отходов, чтобы потом вернуть ее в окружающую среду в том виде в котором когда-то извлекли: стабильном, нерастворимом и малоопасном для здоровья человека и окружающей среды…
Конечно, есть случаи, когда сложно обойтись без ртути и ее соединений. Например, этил ртути (мертиолят или тимеросал) содержится в составе некоторых вакцин в качестве консерванта. Этил ртути используется для защиты вакцины от попадания в неё микробов. Использование опасных химических веществ — это вечный компромисс для человечества, между тем, что мы получаем, и тем, что мы отдаём. Бесплатного ничего не бывает. Поэтому да, возможно где-то нам придётся использовать ртуть, потому что мы ничем её не сможем заменить. Но риск того, что мы чем-то за это рано или поздно заплатим, есть.
Целесообразность рециклинга отходов и включение веществ, входящих в их состав в хозяйственных оборот, зависит от опасности этих веществ: какие-то выгодно, какие-то экологически и/или экономически не эффективно. Это всё очень и очень по-разному».
Безусловно, о возможности уменьшить негативный след человека на планете Земля задумываются многие и небезосновательно. День переработки отходов не единственный. В некоторых странах также отмечают глобальный день переработки - 18 марта, как день переработки в некоторых странах известно и 17 мая. Это лишь доказывает, что зря мы смеялись над нашими бабушками и их «пакете с пакетами», многоразовых бутылках с молоком. Сейчас время задуматься о природе и нынешнему поколению, в том числе о том, куда же деть то, что в настоящее время всё ещё не перерабатывается и на какие экологичные материалы можно заменить токсичные, чтобы наша планета ещё долгое время радовала нас своей природой и давала возможность расти её жителям здоровыми и счастливыми.
Иллюстрация: captainvector/ru.123rf.com