Сергей Георгиевич Инге-Вечтомов — советский и российский генетик. Академик, доктор биологических наук, профессор, почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета. Директор Санкт-Петербургского филиала Института общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН.

Научные интересы академика С.Г. Инге-Вечтомова охватывают широкий спектр областей генетической науки: общую и молекулярную генетику, генетический контроль синтеза белка, терминацию трансляции, неоднозначность матричных процессов (прежде всего — трансляции), генетику дрожжей, прионы дрожжей, экологическую генетику, генетическую токсикологию, историю генетики.

Так, С.Г. Инге-Вечтомов внес серьезный вклад в открытие ряда генов дрожжей, контролирующих точность трансляции. Благодаря его работам произошел прорыв в понимании механизмов терминации белкового синтеза в эукариотической клетке. Ярким продолжением этих исследований стало обнаружение у дрожжей наследственных детерминантов белковой природы — прионов. Оказалось, что один из белков, обеспечивающих терминацию трансляции у дрожжей, может переходить в прионную форму. Исследование этих генов стало важным научным направлением в молекулярной генетике, активно развивающимся и в настоящее время.

Кроме того, С.Г. Инге-Вечтомов сформулировал представление о двух типах матричных процессов в клетке, а именно матричных процессах I и II рода. Согласно его концепции, матричные процессы I рода ответственны за воспроизведение генетического материала и экспрессию генетической информации (репликацию, транскрипцию, трансляцию), в которых матричный полимер кодирует первичную структуру дочернего полимера. Матричные процессы II рода связаны не с матрицами первичной структуры, а с пространственными, или конформационными, матрицами, при которых воспроизводится или изменяется только пространственная (но не первичная) структура молекулы «по образу и подобию» уже существующей конформационной матрицы.

В последние годы С.Г. Инге-Вечтомов активно развивает новое, чрезвычайно актуальное направление исследований — экологическую генетику, изучающую генетические аспекты взаимодействия организмов, а также изменения генетического аппарата организмов под воздействием среды обитания.

С.Г. Инге-Вечтомов — профессор, заслуженный деятель науки РФ, автор более 250 публикаций в отечественных и международных изданиях, в том числе шести монографий, учебников и учебных пособий. Наибольшую известность среди них имеет учебник для вузов «Генетика с основами селекции», выдержавший уже два издания. В течение многих лет С.Г. Инге-Вечтомов читает на биологическом факультете СПбГУ разработанные им общие и специальные курсы: «Общая генетика», «Ретроспектива генетики», «Трансляция», «Модификационная изменчивость» и другие. Под его руководством защищено около 60 кандидатских диссертаций, он был научным консультантом девяти докторских диссертаций. Имеет правительственные награды.

Коллектив портала «Научная Россия» от всей души поздравляет Сергея Георгиевича с днем рождения! Желаем крепкого здоровья, счастья, плодотворной научной и творческой работы!

Материал подготовлен по открытым источникам.

Фото на странице: Мария Павловская/Sobaka.ru