Член президиума РАН, первый вице-президент РАН, доктор технических наук, академик Геннадий Андреевич Месяц получил мировую известность как основатель новых научных направлений — сильноточной электроники и импульсной электрофизики — и стал одним из признанных мировых лидеров в этих областях знания.

Г.А. Месяц открыл явление взрывной электронной эмиссии и провел его фундаментальное исследование, создал сильноточный наносекундный ускоритель электронов, разработал методы генерирования, коррекции и трансформации мощных наносекундных импульсов, исследовал быстропротекающие процессы в вакуумном и газовом разрядах и доказал фундаментальную роль взрывных процессов в этих разрядах.

Его имя известно не только в отечественной, но и в международной науке. Г.А. Месяц неоднократно возглавлял советские и российские делегации, участвовал в работе международных научных комитетов, комиссий, редколлегий журналов, симпозиумов по проблемам физических процессов в плазме, высоковольтной электронной эмиссии, генерации наносекундных импульсов высокой энергетической мощности, создания соответствующих промышленных приборов и оборудования, достойно представляя отечественную науку.

Г.А. Месяц показал возможности объемных разрядов в газах при инжекции электронов, что позволило создать новые типы мощных ионных приборов, в том числе газовых лазеров. Он разработал компактные импульсные ускорители электронов и источники мощного рентгеновского излучения, предложил и создал инжекционный тиратрон и плазменные эрозионные прерыватели для обрыва тока в микросекундном диапазоне времени. Такие прерыватели позволили сделать большой прорыв в сильноточной электронике.

Геннадий Андреевич — автор более 600 научных работ, в том числе двух десятков монографий. В свое время выдающийся ученый организовал и возглавил Институт сильноточной электроники СО РАН, позже возглавлял Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН.

В настоящее время Г.А. Месяц — научный руководитель ИСЭ СО РАН и Института электрофизики УрО РАН. Среди учеников известного физика больше 40 докторов наук и свыше 100 кандидатов наук. Семеро из его учеников стали членами РАН.

Заслуги Геннадия Андреевича Месяца отмечены Государственной премией СССР, орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством», золотой медалью им. академика Н.Н. Моисеева, золотой медалью им. академика С.В. Вонсовского, золотой медалью им. академика М.А. Лаврентьева и др. Г.А. Месяц удостоен звания кавалера ордена Почетного легиона и других международных наград.

Команда портала «Научная Россия» поздравляет Геннадия Андреевича с днем рождения! Желаем крепкого здоровья и научного долголетия!

Wikipedia. Месяц, Геннадий Андреевич