Каждый год 30 января в России празднуют день Деда Мороза и Снегурочки. Это главные герои отечественного торжества — они мчатся в санях, запряженных тройкой лошадей, по заснеженной стране, преодолевая невероятные расстояния и одаряя детишек желанными подарками, исчезая затем до следующего года. За прошедшие столетия их образы претерпели серьезную эволюцию от сурового «хозяина» зимы по имени Мороз и его дочери до доброго седого старика в красной шубе с посохом и мешком, который вместе с помощницей дарит подарки детям и взрослым.

 

Впервые Дед Мороз появился в славянских легендах в качестве зимней ипостаси славянского божества Велеса, покровителя скотины, а также в произведениях сказителей и поэтов. Он был женат на Снежной Царице, дочери Кощея Бессмертного, и имел дочь Снегурочку. Языческий Дед Мороз отличался суровым нравом. Чтобы его задобрить, люди проводили различные обряды, пели песни и собирали подарки в специальный мешок.

В XIX в. этот образ перекочевал из легенд в литературу с «зимней» тематикой, поменяв суровость на доброту. Так, в 1840 г. в сказке «Мороз Иванович» русского писателя-мистика В.Ф. Одоевского появился добрый седой старик, живущий в ледяном доме и спящий на перине из пушистого снега. Когда к нему попадает работящая девушка, он ее одаривает, а когда ленивая — проучивает, выступая в роли доброго, но справедливого наставника. Этот образ пока еще далек от знакомого нам новогоднего персонажа, но уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой — от волос иней сыплется».

Вскоре его фигура смешивается с образом Святого Николая православной традиции. Происходит то же, что и на Западе, где в то время формируется образ католического Деда Мороза — Санта-Клауса. Основой для него послужил образ святого Николая Мирликийского, покровителя детей в средневековой католической Европе. Широкую известность получило стихотворение Климента Мура «Визит св. Николая», появившееся в 1823 г. В нем даритель описывается сидящим в санях, запряженных в оленью упряжку; у него снежно-белая борода и усы, на голове конусообразная шапка, отороченная мехом; он везет мешок с подарками. Окончательно современный образ Санта-Клауса был создан в 1860-е гг. Томасом Настом, художником популярного еженедельника Harper's Illustrated Weekly.

В начале XX в. в Российской империи началось массовое распространение рождественских открыток, на которых появились надписи с именем Деда Мороза: «Мороз-дедушка хитер. Только дунет — и узор…», «Что ты, дедушка Мороз, нам для праздника принес?», «Пришел дедушка Мороз. Игры новые принес», «Дед, зайди-ка к нам в избушку и оставь для нас игрушку». На них был изображен православный дедушка в валенках, полушубке и простой меховой шапке, приходивший в Рождество и приносивший с собой кучу подарков и новогоднюю елку.

В первые десятилетия существования СССР с этим образом боролись, поскольку официальная идеология рассматривала его в качестве одного из символов христианского Рождества. Но уже в середине 1930-х гг. она стала меняться и Деда Мороза реабилитировали: в начале января 1936 г. во многих городах СССР прошли организованные комсомольцами новогодние елки. На некоторых из них появился главный герой праздника — Дед Мороз. Окончательно его образ, сохранившийся и до нашего времени, сложился в 1950-х гг.: добрый седой старик в красной шубе с посохом и мешком, раздающий подарки детям и взрослым, а Снегурочка стала его помощницей.

В Российской Федерации пристальное внимание Деду Морозу и Снегурочке стали уделять с 1998 г. Именно тогда в Вологодской области начал реализовываться проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Была построена резиденция Деда Мороза и Снегурочки, они стали медийными персонами, к ним начали приезжать туристы, а дети со всей страны стали отправлять им письма со своими заветными желаниями. 

 

Материал подготовлен по открытым источникам.

Фото на главной странице: krakenimages on Unsplash