NASA зафиксировало рекордное снижение солнечных пятен. В течение двух последних недель Солнце не рождает вспышек, напрямую связанных с солнечной активностью.

Фото 1 ,NASA

Наблюдения за Солнцем американские ученые ведут при помощи космической Обсерватории Солнечной Динамики (Solar Dynamics Observatory, SDO), которая  передаёт снимки на Землю каждые 12 секунд.

Согласно снимкам SDO, пятна  на Солнце исчезали постепенно, и к 20 марта 2017 года светило больше напоминало одноцветный оранжевый шар без мельчайших черных точек (Фото 1). Отсутствие солнечных пятен говорит о  существенном снижении активности нашей звезды, что означает почти полное отсутствие солнечных вспышек (они рождаются в местах взаимодействия солнечных пятен противоположной магнитной полярности).

За комментариями мы обратились в Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН  (ИЗМИРАН). «Мы сейчас действительно наблюдаем снижение солнечной активности в нынешнем 25-м цикле, - говорит руководитель Центра прогнозов космической погоды Сергей Гайдаш. - Его окончательного завершения мы ждем примерно через год-полтора. Однако есть гипотеза, что параллельно с этим циклом Солнце участвует и в более длительном – примерно 100-летнем цикле (см. приведенные в конце текста графики, на которых показаны все известные солнечные циклы). То есть, предполагается, что пятен на Солнце будет в целом наблюдаться меньше и меньше, независимо от разных фаз промежуточных 11-летних периодов. Сторонники этой версии прогнозируют снижение солнечной активности в 100-летнем цикле вплоть до 2065 года».

Однако по словам Гайдаша, в любом случае снижение солнечной активности не означает того, что Солнце вообще перестанет проявлять какую-нибудь «деятельность». Взамен более мощным проявлениям — пятнам и вспышкам пришел  другой вид активности  - корональные дыры, магнитное поле которых в отличие от замкнутых полей пятен, направлено в бесконечность, что позволяет веществу солнечного ветра непрерывно покидать пределы Солнца. Однако скорость солнечного вещества, вырывающегося из солнечной корональной дыры гораздо меньше, чем скорость выбросов из пятен - всего 700 км/с по сравнению с  2000 км/с.

фото 2

«24 марта космический аппарат SDO сделал снимок корональной дыры (Фото 2), из которой истекает высокоскоростной поток солнечного ветра (500-700 км в секунду), который при прилете к Земле вызовет геомагнитные возмущения до уровня малой или умеренной магнитной бури (индекс геомагнитной активности - Кр - 5 или 6 при максимуме Кр -9), - поясняет Сергей Гайдаш. - Что же касается серьезных бурь с указанным максимальным значением Кр, то их не было уже давно, затишье продолжалось практически весь 2016 год и отмечается сейчас».

Интересно, что несмотря на отсутствие прямой взаимосвязи снижения солнечной активности и похолоданием на Земле, уже сегодня некоторые специалисты прогнозируют на ближайшее десятилетие, а может и дальше, снижение потоков солнечного света  и тепла из-за увеличения облачности. Все дело в том, что при  ослаблении потоков солнечных лучей улучшаются условия проникновения к Земле галактических лучей, - элементарных частиц и ядер атомов, движущихся с высокими энергиями из галактических просторов. И вот эти самые лучи, подлетая к Земле, часто становятся ядрами каплеобразования, то есть зарождения облачности. Если прогнозы про завершающийся 100-летний период солнечной активности окажется верен, в течение ближайших 30 лет нас ожидает повышенная облачность и  влажность.