Ученые из Германии, Испании и Канады расшифровали геном костей человекоподобных существ из пещеры в Испании и выяснили, что это — ранние неандертальцы, обитавшие там более полумиллиона лет назад. Об этом пишет сайт Nature со ссылкой на опубликованную в одноименном журнале статью.

В 2013 ученые под руководством Матиаса Мейера (Matthias Meyer) из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия) секвенировали митохондриальной геном из бедренной кости гоминидов, найденных в пещере Костей (Sima de los Huesos) в горах Атапуэрка в Испании. Всего там обнаружено 28 останков гоминид наряду с множеством костей разных животных. Работы выполнялись совместно с шведским биологом Сванте Паабо (Svante Pääbo), основателем палеогенетики, первооткрывателем генома неандертальцев и денисовцев. Портал Научная Россия рассказывал об этой работе.

В черепах гоминид из Сима сочетаются черты, типичные для неандертальцев, и более архаичные черты, присущие для гоминид, возрастом 600 тысяч лет и старше. По этой причине некоторые антропологи решили, что это — останки гейдельбергского человека. Но изучив мДНК гоминидов, ученые пришли к выводу, что по меньшей мере один индивид из проанализированной группы костей ближе к денисовцам, — подвиду древних людей, найденному в пещере на Алтае, — нежели к европейским неандертальцам.

Такое открытие поставило ученых в тупик, и они решили проанализировать ядерную ДНК костей из испанской пещеры. Ядерная ДНК содержит больше линий предков особи, чем мДНК. Ученым повезло, им удалось выделить ядерную ДНК из костей гоминид благодаря тому, что с 2006 года археологи тщательно заморозили зубы и ткань с лопатки в надежде на развитие технологии расшифровки генома. И вот время пришло. Новое исследование Мейера с коллегами при участии Паабе, показало, что гоминиды из пещеры Костей — это ранние неандертальцы, а не гейдельбегские люди.

Теперь ученые собираются искать популяцию гоминид, которая обитала на территории Испании около 700-900 тысяч лет. Если их найдут, то наш общий с ними предок мог обитать в Африке или Среднем Востоке. Вопрос в том, можно ли будет извлечь проанализировать ДНК столь древних существ.

Последние данные расшифровок митохондриальных последовательностей геномов гоминид подтверждают связь между обитателями Симы и денисовцами. Мейер полагает, что предки обоих групп несли мДНК, которая исчезла у поздних неандертальцах. Исчезновение этой линии мДНК могло произойти случайно, но Мейер предпочитает думать иначе. По его мнению, существовал некий неизвестной пока вид гоминид, который мигрировал из Африки в Евразию, где скрестилась с неандертальцами, потеряв древнюю линию мДНК. В поддержку данной гипотезы имеется тот факт, что каменные орудия труда распространились из Африки в Евразии около полу миллиона лет назад, а затем снова — 250 тысяч лет назад.

Но пока на руках у ученых нет полного генома обитателей пещеры Костей или генетических данных других ранних неандертальцев, сложно что-либо утверждать уверенно, полагают авторы работы.