Ученые восстановили ДНК человека, жившего 400 тысяч лет назад

Ученые восстановили древнейший на сегодня геном древнего человека из рода Homo, предположительно гейдельбергского человека (Homo heidelbergensis), который обитал 400 тысяч лет назад в испанской пещере Сима де лос Уэсос и приходился близким родственником "

Ученые восстановили древнейший на сегодня геном древнего человека из рода Homo, предположительно гейдельбергского человека (Homo heidelbergensis). Он обитал 400 тысяч лет назад в испанской пещере Сима де лос Уэсос и приходился близким родственником "денисовцам", говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Многие эксперты вначале предполагали, что найденная бедренная кость принадлежит неандертальцам. Но полученная ДНК говорит о другом.

"Тот факт, что митохондриальная ДНК жителя этой пещеры несет в себе следы денисовцев, а не неандертальцев, является крайне неожиданным, так как некоторые черты его скелета являются типично неандертальскими. Мы надеемся, что дальнейшее изучение этих останков поможет прояснить родственные связи между жителем пещеры, неандертальцами и денисовцами", — заявили Матиас Мейер и Хуан-Луис Арсуага из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия).

Мейер, Арсуага и их коллеги под руководством Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии уже несколько лет работают над восстановлением древних геномов. Так, в 2009 году им удалось восстановить геном неандертальцев, в 2010 — денисовцев, а в 2012 году исследователи сравнили их геномы и опубликовали их "HD"-версии. Возраст этих геномов составляет около 30-38 тысяч лет.

В своей новой работе Паабо и его коллеги опробовали свои силы на более сложной задаче, останках предположительно гейдельбергского человека (Homo heidelbergensis), который умер примерно 400 тысяч лет назад. Это стало возможным благодаря новой методике секвенирования палеогеномов, разработанной Мейером еще в 2012 году при повторном "прочтении" ДНК денисовцев.

Ученым удалось восстановить и прочитать митохондриальную ДНК — часть генома человека, которая содержится в "энергостанциях" клеток. Сравнив ее с ДНК денисовцев, неандертальцев и людей, ученые с удивлением обнаружили, что житель пещеры был гораздо ближе генетически к "алтайским" Homo, чем к неандертальцам. Учитывая большое расстояние между Алтаем и Испанией, данное открытие породило множество новых вопросов, ответы на которых Паабо и его коллеги планируют найти в своих следующих работах.

гейдельбергский человек геном гейдельбергского человека денисовский человек днк гейдельбергского человека неандерталец